4. Как бы я делал «русский Нетфликс»: контент и своё производство

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев

Контент  

Теперь можно приступить к той части, ради которой затевалась вся статья.   
Своё знакомство с темой я начал много лет назад как раз с экспериментов над контентом.

Учитывая соотношение  качества, стоимости и  результатов в виде просмотров, они были признаны весьма успешным, но, как быстро выяснилось, такой контент не имел смысла без специальной платформы, которая обеспечивала бы его поддержку и в итоге привела бы к монетизации.

Собственно, именно после этого руководство ТНТ и поручило мне создать комедийный портал LOL-video.

Так что, всё, что я писал до этого – необходимая часть для создания контента. Одно без другого существовать не может. В традиционной сфере всё точно также.  Производство, продвижение и демонстрация контента – это единая система. «Голливуд для Интернета»! Об этом важно помнить.

Как бы ни хотелось сразу перейти к  собственному производству, любому видеосервису приходится сначала иметь дело с чужим.

Вряд ли даже самый большой бюджет позволит сразу же начать массовое  производство.    

Конечно, в зависимости от формата проекта, возможны самые разные варианты создания библиотеки видео.

Самый заманчивый - найти хорошего партнёра, который уже имеет большой архив каких-то фильмов и программ. 

Однако, на мой взгляд, в любом случае придётся начинать с небольшой ниши. Нет смысла конкурировать с крупными игроками, которые уже выкупили пакеты самых известных фильмов и сериалов.

Во-первых, это дорого, во вторых бессмысленно. Зачем делать то, что уже сделали другие? Если у пользователя уже есть десяток способов посмотреть конкретный фильм или сериал, то зачем ему одиннадцатый? 

Другое дело, если сервис предложит ему уникальный контент, которого больше нет нигде.  Это может быть редкий или специфичный контент.  Например, архивы популярных передач, которые больше не выходят в эфир. Часто их  сложно обнаружить даже на пиратских ресурсах.

Иное направление для поиска  - видеохостинги типа Youtube. Сейчас видеосервисы почему-то не учитывают, что они, по сути, конкурируют не только между собой и пиратами, но ещё и с Youtube. Однако это не столько борьба, сколько возможность сотрудничества, которая пока упускается.

В Youtube есть иного интересных каналов, которые вполне могли бы существовать и на тв. Если заключить с ними эксклюзивный контракт (хотя бы краткосрочный), то это могло бы решить не только проблему заполнения библиотеки, но и помогло бы с формированием лояльной аудитории, привлекая новых пользователей.
Это гораздо дешевле, чем закупать сотни топовых сериалов, а по конечному эффекту может быть гораздо выгоднее. 

Причём, я имею ввиду не только формат блогов (их популярность часто преувеличивается), а обзоры, документальные фильмы, шоу, обучающие видео  и многое другое, включая даже перевод  и переозвучивание зарубежного контента.     
(Кстати, при формировании административной структуры проекта  необходимо создать соответствующие должности – тут будет много работы).

 

Своё производство 

Как я уже писал, я бы начал с малых нишевых форматов, чтобы обкатать технологию.
Я уверен, что для многих данный пункт прозвучит странно, однако он является ключевым в моей концепции.

Давайте я поясню, что я имею ввиду.

На сегодняшний момент в создании контента для видеосервисов есть два основных подхода – либо всё ОЧЕНЬ ДЁШЕВО (а ещё лучше бесплатно за счёт пользователей) в формате «лютый трэш для интернета», либо всё ОЧЕНЬ ДОРОГО в формате «наш ответ HBO». Никакой середины нет, но  именно её я и хочу нащупать.

Как именно? В поисках  пути для «русского Нетфликс» я руководствуюсь несколькими ориентирами.  

Во-первых, легко заметить (например, по официальным данным Google), что даже на Youtube, который специально создан для любительских роликов, верхние строчки по просмотрам занимает профессиональное видео. То есть, оно сделано по всем традиционным правилам и стандартам, которые прекрасно работают в сети.

Во-вторых,  те, кто, как и я, любит копаться в недрах видеохостингов, наверняка заметили, что там есть много объективно хорошего контента, который незаслуженно обойдён вниманием зрителя. То есть, для сетевого контента тоже нужна профессиональная система продвижения (как в кино и тв), которую нынешние сервисы обеспечить не в состоянии.  

В-третьих, одна из больших проблем современного российского кино – высокий порог входа для новых игроков. Проще говоря, им просто не пробиться на большой экран. Причины этого явления я сейчас не буду тут рассматривать – статья и так получается очень большой. Но именно «русский Нетфликс» может легко решить эту проблему, подобно тому, как делает это настоящий Нетфликс, например, в проекте «Любовь, смерть и роботы».       

В-четвёртых, производство сейчас серьёзно подешевело, что даёт богатые возможности для экспериментов. Нехватка техники больше не является преградой для молодых кинематографистов. Это даёт надежду на решение общей задачи сервиса бюджетами адекватными для российского рынка.

И, наконец, самый важный факт - сам Нетфликс сегодня совершает на глазах всего мира очень рискованный трюк. Не имея базы контента (и не желая покупать чужое), он стремительно создаёт свой  массив сериалов и фильмов, вкладывая в него очень серьёзные деньги и влезая в долги. Многие аналитики сомневаются, что он сможет их когда-либо отдать. 

Любопытно, что при этом Нетфликс ведёт хитрую региональную политику, когда контент делится по регионам.  То есть, более дешёвый и менее качественный  контент, купленный у российских производителей, будет показываться только в России.

Ловкий ход! Но с помощью этого принципа, можно перехватить инициативу, создав полностью регионального (для начала) игрока, который будет работать дешевле, а действовать ещё гибче и быстрей.   

Исходя из вышеперечисленных соображений, вполне ясно вырисовываются контуры потенциального конкурента  мировых видеосервисов.

Итак, если у нас уже есть устойчивый надёжный сервис, система продвижения и монетизации, а также финансирование, что мешает нам  наладить производство качественного, но дешёвого контента?

Я уверен, что любой читатель в этом месте сразу же укажет мне на слово «качество».

Да, всё верно – это тот камень, о который спотыкаются не только маленькие сервисы, но и всё наше кино.

Как решить это проблему?

Я уже писал о сколачивании серьёзной продюсерской команды для проекта.

Чем она будет отличаться от того, что уже есть?

Помните,  я уже  писал выше о том, что не стал бы отдавать бюджет на производство сложившимся сторонним командам?

Также я неоднократно писал, что стоит начать с малобюджетных форм. Проще говоря, лучше десять маленьких проектов, чем один большой. 

А теперь финальный штрих - самое главное, продюсеры «русского Нетфликс» должны САМИ отвечать за успех своих проектов.

Ахиллесова пята всех российских фильмов и сериалов в том, что продюсеры зарабатывают на производстве, а не на продаже. Они никак не заинтересованы в качестве и коммерческом успехе.  К сожалению, создающиеся  сейчас сетевые проекты содержат в себе этот порочный элемент.
Поэтому ничего у них не выйдет со своим производством.
Это, пожалуй, самый важный фактор, который и побудил меня писать этот длинный текст.

Схема работы «русского Нетфликса» должна быть устроена принципиально иначе.

Ниже я ещё вернусь к связи заработка продюсера с успехом его фильма.

Конечно, необходимо понимать, что в начале работы (несколько лет) ни о какой окупаемости отдельных фильмов  не может быть и речи.
Но всегда есть просмотры, комментарии и оценки. Это очень простой и дешёвый способ оценить успех в сети.

Некоторые могут мне сейчас начать рассказывать о хейтерах, которые будут всё специально критиковать и ругать.

Но, во-первых, я, как человек, делающий самый разный сетевой контент в течение уже пятнадцати лет, не верю в проблему хейтеров. Да, единичные случаи встречаются постоянно, но при грамотной работе с аудиторией они не влияют на общий результат.     

Во-вторых, да – есть проблема плохой репутации и не попадания в аудиторию. Но я уже писал, что «русский Нетфликс» должен быть цельной системой, включающий в себя поиск идей, их разработку и продвижение. Таким образом, плохая репутация и неудачное позиционирование – это тоже проблема продюсеров. Решение таких задач входит в обычную работу маркетинга.        

Также, кстати, я не верю в то, что «русскому Нетфликс» может серьёзно помешать пиратство.

Если проекты такого сервиса начнут воровать, то это будет значить, что он всё делает правильно. Раз воруют, значит, это хороший контент.

На первых порах это будет только на пользу проекту с точки зрения рекламы.

А потом можно будет как-то договариваться или воевать с пиратами.   

Важно! При разработке проектов я бы (особенно в начале) не зацикливался на поиске прорывных уникальных сценарных идей. Я недаром указал, что успешный видеосервис нового типа должен быть комплексной системой, включающей в себя все стадии от поиска идей, до продвижения и монетизации.

Как это не покажется кому-то странным, но часто реализация идеи важнее её самой. Беда же всего российского кино в непонимании этого.

«Русский Нетфликс» обязан сломать эту пагубную тенденцию и научиться прорабатывать идеи с помощью командной работы. Именно поэтому, как я уже указывал выше,  я бы не стал связываться со звёздными именами и командами со стороны.              

Как научиться, спросите вы? Хороший вопрос, но ответ на него тоже очевиден. Сейчас в России есть уникальная возможность, которой никто не пользуется -  рынок переполнен молодыми, но безработными специалистами в области кино.
Да, они все неопытные и необученные. Проблема с российским образованием - отдельная больная тема.      

Но эти люди есть, и они готовы работать за весьма скромный гонорар.

Возможно, что сервис сможет наладить сотрудничество с какими-то образовательными учреждениями и начнёт готовить специалистов для своих нужд, корректируя и формируя учебную программу под себя. Это не очень дорого, так как сервис со своей стороны  предложит выпускникам возможность трудоустройства (или реализации собственных проектов). Сейчас такого, по существу, в России не делает никто и подобная возможность дорого стоит сама по себе. Думаю, поэтому многие  учебные заведения с удовольствием пойдут на такую форму сотрудничества.

Также у нас есть весь массив необходимых знаний. В конце концов, то, как работает Голливуд – это не тайна за семью печатями.  Всё в открытом доступе.

Отдельные высококвалифицированные специалисты, способные стать наставниками для молодых,  тоже есть.  
Кто-то может в этом моменте усмехнуться, но  для меня всё серьёзно. Мы с коллегами провели свыше 150 бесплатных обучающих мероприятий «Киноразбор».

Я лично помогал студентам МШК делать вполне рабочую короткометражку, бюджет которой составлял  всего 50 000 рублей.   Потом на фестивалях я видел целый ряд  проектов с  хорошим коммерческим потенциалом снятых за похожий скромный бюджет.  Проблема в том, что все они сейчас никому не нужны из-за особенностей строения отрасли. Но если «русский Нетфликс» призван такую ситуацию изменить, то для него это счастливая возможность для мирной революции.

Тут главное, во-первых, убедить инвестора в необходимости финансировать этот процесс, а во-вторых, не потратить сразу весь бюджет на ряд дорогих проектов.
Как я упоминал, они вряд ли быстро выстрелят, что может привести к разочарованию. Не надо рассчитывать на быстрый результат – это марафон, а не спринт.

Важно! Необходимо заложить в проект «право на ошибку». Скорее всего, первое время у продюсерской команды будет много неудачных проектов.  Главное при этом «не складывать все яйца в одну корзину».
Как я уже писал, лучше делать много недорогих проектов, тогда даже несколько провалов не утопят весь сервис.


 

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет