Зрителю что-то не нравится. Что делать?

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев

Что делать, если готовое произведение не нравится зрителю?

У творческой работы есть один очень большой недостаток. Всегда найдутся те, кому готовое произведение не понравится. Они будут ВСЕГДА и в ЛЮБОМ случае. Даже если вы сотворите что-то гениальное - всегда будут те, кто скажет, что это просто шлак. Крайне неприятно. Даже если вы профессионал со своими методами борьбы со стрессом, слышать критику своего творения - удовольствие ниже среднего.

Что с этим делать, если вы подозреваете, что часть критических замечаний имеет под собой какие-то основания? Как выделить недостатки своего творения, которые можно исправить, а что лучше оставить как есть,  чтобы не испортить всю работу?  Я бы хотел рассказать о своём методе решения проблемы. Он основан на моём личном опыте и учитывает не все варианты, но, я надеюсь, кому-то это поможет.

Предположим, что вы искренне хотите сделать нечто, что должно понравится большому количеству людей.

Итак... Как я уже писал ранее - нельзя идти на поводу у всех зрителей. Вы всё равно не учтёте все интересы, потому что они у всех разные. Мнения зрителей, даже если они высказаны из лучших побуждений, всегда тянут вас в разные стороны, как лебедь, рак и щука из известной басни. Помните, что вы - творец и автор. Вы несёте ответственность за всё, что сделали. По большому счёту, с творческой составляющей ВАШЕГО произведения вам всё равно никто не поможет. Некоторые зрители, например, просто очень любят всё критиковать. Им важен процесс, а не результат, поэтому, воспринимая их слова буквально, вы будете переделывать всё вечно, только ухудшая ситуацию.

По опыту - где-то после третьей серьёзной переделки, автор полностью теряет связь со своим произведением. Он уже не понимает, что к чему. Произведение уже не его и автор не контролирует своё творение.  Проще оставить всё как есть или сделать всё полностью заново. Мне, лично, неизвестны случаи, когда после второй-третьей серьёзной  переделки готовые произведения становились лучше.    

Но мнение зрителей нельзя совсем не учитывать, поэтому автор должен уметь анализировать мнение своей аудитории и делать выводы.

Итак, пойдём по порядку.

Вот, вы сделали фильм или ролик и показываете его нескольким зрителям.

Сразу хочу оговориться, что лучше показывать материал в чистовом качестве.

Сырой материал  лучше непрофессионалу не показывать. Как гласит одна циничная телевизионная поговорка, "Дураку полработы не показывают". Эта поговорка, кстати, относится не только к зрителям, но к некоторым телевизионным начальникам.  

 Рассмотрим самый плохой вариант - несколько зрителей сказали, что им не нравится то, что вы сделали.

Это проблема. Предположим, что вы хотите её решить.

Тогда не стоит на этом этапе останавливаться. Нельзя сразу опускать руки или сломя голову бросаться всё переделывать.      
Проведите анализ проблемы в несколько этапов.

Предварительно я бы хотел обратить ваше внимание на несколько  очень важных принципов разговора со зрителем. 

Ни в коем случае не просите советов, как вам КОНКРЕТНО что-то исправить! Не пытайтесь получить готовый рецепт решения проблемы. Это типичная ошибка новичка. Все будут с удовольствием давать ему такие советы, но он от них только ещё больше запутается и, в конце концов, всё испортит, так и не поняв, что, зачем и почему.

Ни в коем случае не подсказывайте зрителю ответа! Многие авторы грешат этим, манипулируя зрителем и добиваясь у него правильного ответа. Это глупо и нерационально. Кроме удовлетворения больного самолюбия вы не получите никакого другого эффекта.  Лучше тогда и вовсе никого ни о чём не спрашивать.

Не давите на зрителя и не пытайтесь его ни в чём переубедить. Пиар - это хорошо, но не в этом случае. Вы же хотите что-то исправить, а не сделать вашу ошибку модной. Мода на ваш авторский стиль - задача очень сложная. Она может  решаться годами и совсем другими методами. Проще и дешевле, всё-таки, что-то исправить. А если вы новичок, то для вас и вовсе нет иного выхода. 

Начинаем задавать вопросы:

1. Сначала задавайте самые общие  вопросы. Смешно? Интересно? Понятно? Привлекает внимание?

Сравнивайте ответы с той задачей, которую вы себе ставили при производстве креатива.

Возможно, что уже на этом этапе вы получите нужные вам ответы..

Например, если человек не смеётся в том ролике, где вы и не планировали ничего смешного - это нормально. Просто человек обманулся в своих ожиданиях. Это ошибка позиционирования ролика.

Он думал, что увидит какой-то прикол и, не увидев его, расстроился. Проблема не в самом произведении, а, например, в его анонсе, названии или рубрикации.

Но, допустим, что происходит худшее развитие событий - не смешно там, где должно быть смешно или непонятно то, что обязано быть очевидным.

2. Попытайтесь аккуратно локализовать проблему, сужая круг вопросов. Возможно,  проблема в теме или стиле ролика. Что несмешно? Что непонятно? Что скучно?

На этом этапе важно отсечь, как говорят телевизионщики, "вкусовщину"

Возможно, что зрителю не нравится персонаж или сама тема. "На вкус и цвет товарищей нет",  гласит поговорка. Скажем, показывая ролик с котятами закоренелому собачнику, трудно рассчитывать на его восторги.  Тут вы ничего не исправите. Просто ролик и его зритель пока ещё не встретились.

Опять предположим худшее - ролик не нравится именно той аудитории, на которую вы рассчитывали.

3. Попробуйте определить момент, где зритель теряет интерес. Возможно, проблема в структуре. Что-то затянуто, а что-то не раскрыто. Следите за реакцией зрителя. Нужно получить ответ на вопрос - зрителю не нравится ВСЁ произведение или его часть?  Может быть неприятна какая-то деталь? Кадр? Сцена?

Зритель не скажет вам ПОЧЕМУ, но может сказать ЧТО. Как это исправить, и стоит ли это делать - решать автору.

Часто на этом этапе может выручить монтаж или саундтрек. Можно что-то добавить или выкинуть - фразу, титр, план, музыку.

4. Последний этап при выявлении проблемы  - наводящие вопросы. К этому времени вы уже должны примерно представлять где именно может быть проблема. Попытайтесь своими словами пересказать историю, заложенную в вашем творении. Совпадает ли она с тем, что увидел зритель?  Скажем, "Понятно ли, что этот парень целуется с девушкой, но любит другую?". Ясно ли, что, "Этот человек  врёт, потому что он сам взял этот предмет?"

Возможно, что вы используете какой-то культурный штамп, который неизвестен вашей аудитории. Обязательно проверьте это наводящими вопросами! Банальная проблема, но она, что удивительно, весьма распространена.

Скажем, вы перефразировали цитату "Муля, не нервируй меня!". Однако, если вы, например, делаете ролик для сети, возможно, что пользователи этот фильм не смотрели и им данный фрагмент покажется несмешным и глупым.

Такую проблему можно исправить, либо отказавшись от штампа, либо расшифровав его, вставив фрагмент непосредственно из фильма. Так же можно попробовать объяснить что-то дикторским текстом или титрами.

Пройдя последовательно все эти этапы, я, например, уже решаю для себя что и как можно исправить..., а самое главное - стоит ли вообще что-то исправлять. Wink

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
ghost3556 аватар

Re: Зрителю что-то не нравится. Что делать?

видимо эти знания у вас выстраданы? Wink

Вверх
Никто ещё не голосовал
piromancer аватар

Re: Зрителю что-то не нравится. Что делать?

А я нередко сталкиваюсь с другой проблемой: как сделать так, чтобы заказчик принял работу, и при этом она бы понравилась зрителю.

Особенно остро вопрос встает при монтаже фильмов про музыкальные фестивали и прочие околомузыкальные события: в этих фильмах зрителям и заказчикам (обычно организаторам мероприятия) порой хочется видеть абсолютно разные вещи.

Остается  искать компромиссы...

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Зрителю что-то не нравится. Что делать?

Да. Большинство своих статей я пишу, основываясь на собственном опыте. Wink

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Зрителю что-то не нравится. Что делать?

Да, согласен - это весьма распространённая проблема и я с ней тоже сталкивался. Там другие механизмы работают. Я, наверное, её тоже опишу, как по полочкам для себя всё разложу.

 

Вверх
Никто ещё не голосовал