Съёмка: Советы начинающим телевизионщикам (ч.2)
- TV |
- Информация
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЪЕМКИ:
 Несинхронная съемка, т.е. обычная съемка без звука. Главный совет здесь:   никогда не пытайтесь использовать случайно записанный камерной “пушкой” звук   в качестве синхрона. Этот микрофон предназначен ТОЛЬКО для записи интер-шума   и только для него этот звук и годится. Остальное – уже операторское   мастерство.
 Синхронная съемка: сразу, до съемки решайте, как вы будете его   снимать. В общем виде все синхроны делятся на официальные выступления и   интервью, открытые и скрытые.
 1. Официальное выступление: здесь все должно быть подчиненно задаче   акцентирования внимания на выступающем. Т.е. никаких лишних деталей, тем   более личного характера. Основные планы - средний и американский средний.   Ракурс обычно берется фронтальный «от пупа». Общий план достаточно дать 2 - 4   раза, чтобы зритель сориентировался в пространстве, напр. в начале и в конце,   под титры (можно использовать также в качестве перебивки, только снимать   тогда нужно так, чтобы не было видно губ говорящего). Т.е. здесь требуется   предельная строгость и даже аскетизм кадра. Микрофон должен быть или скрыт,   или стоять на столе, прикрытый чем-нибудь (напр. настольным календарем и   т.п.), но не в коем случае не в руках у выступающего.
 2. Официальное интервью напоминает выступление, но предполагает   большую открытость (не в коем случае не акцентированную) ситуации съемки,   присутствие в кадре журналиста, который однако в этом случае так же не может   быть персоной, а выступает как «представитель зрительской аудитории». Прямое   обращение к зрителям здесь возможно только в начале и в конце интервью.   Никаких перебиваний и, тем более, спора с выступающим быть не может: вопрос,   ответ с четкой точкой в конце, следующий вопрос. Микрофон может быть в руках   у журналиста, но лучше его поставить на стол. Акцент здесь, как и в случае   официального выступления, делается именно на интервьюируемом.
 3. Открытый синхрон, как интервью, так и монолог, уже дают гораздо   больше свободы. Это и возможность присутствия в кадре журналиста, и его   открытая работа на камеру (вплоть до регулярного прямого обращения к   зрителям), попадания в кадр съемочной и другой аппаратуры. Здесь вы можете   творить все, что угодно: от официоза, до полного абсурда – в зависимости ит   выбраной Вами стилистики и жанра. 
 
 4. Скрытый синхрон, так же не важно, в монологе или диалоге,   подразумевает создания у зрителя ощущение подсмотренности, непреднамеренности   ситуации. Все, что как то касается технической стороны и самой ситуации   съемки должно быть предельно скрыто. Никаких микрофонов, фонарей, проводов,   вопросов из-за камеры и т.п. в кадре быть не может. Даже взгляд героев в   камеру может быть только случайным. Т.е. у зрителя должно создаться ощущение   скрытой камеры. Прятать же микрофон можно где угодно: начиная от скрытой по   лацканом пиджака петлички, до записи с микрофонной “пушки”. Если нет ни того,   ни другого, соорудите муляж книги (коробку формата большой книги с наклеенной   обложкой), положите ее корешком к камере и спрячьте туда микрофон (в торцах   делаются мелкие дырки, а остальное пространство внутри обклеивается   поролоном). И таких муляжей можно придумать сколько угодно.
 Съемка движущихся объектов. Не забывайте, что и видеокамера имеет   выдержку - скорость срабатывания электронного затвора. Чем выше скорость   объекта, тем выше должна быть скорость затвора. Хотя если очень нужно   подчеркнуть динамику движения, можно наоборот поставить минимальную скорость   и таким образом получить смазку объекта, как бы шлейф за ним. И еще: чем   крупнее снят объект, чем длиннофокусней оптика, тем больше ощущение динамики   движения (вспомните столбы рядом с окном поезда и в отдалении). Только   опять-таки не переборщите. Это же относится и к съемке с движения.
 Съемка с движения: главное - убрать или хотя бы минимизировать тряску.   Такие кадры приходится снимать в основном с рук - если у вас нет   спецоборудования, компенсатором служит сам оператор. Правило 1-е - минимизировать   площадь контакта, чем меньше опор, тем лучше. Прежде чем нажать кнопку,   постарайтесь подстроиться к ритму движения и качке. Если она ритмизирована,   как в поезде, это не сложно. Но в машине рытвины и ухабы не предсказуемы.   Поэтому, глядя в видоискатель, попытайтесь почувствовать, настроиться на   ощущения тела. При определенной тренировке вы начнете чувствовать начало   толчка и большинство из них сможете компенсировать. 
 
 Скрытая камера: понятно, что в этом случае не должно быть видно ни   камеры, ни оператора, ни микрофона, ни проводов, ни света. В профессиональной   съемке для этого используются прозрачные только в одну сторону зеркала или   такие же затемненные стекла. Достать их сложно, поэтому можно поступать   проще: кусок бархата или черной ткани натянутой на раму или выполненный по   драпировку. Место это должно быть затемнено и защищено от прямого света,   чтобы не было блика от объектива. В ткани прорезается дырка точно под   объектив. Края могут быть прикрыты мебелью и т.п. Хорошо еще перед этой ширмой   поставить какую-нибудь тумбочку и вазу с цветами или еще что-то,   соответствующее интерьеру. В крайнем случае можно наложить кучу чемоданов,   кинуть на них ту же тряпку и извиниться перед героем за беспорядок или   спрятать оператора под задрапированным столом. Свет ставится так, чтобы герой   был освещен либо естественным, либо отраженным светом и только, естественно,   бытовых светильников. Микрофон прячется на столе, провода под ковры, дорожки   и т.п. (опять же не рассчитывайте на камерную “пушку”).
 И еще вариант: иногда нет нужды даже прятать камеру, достаточно ее направить   в другую сторону и разыграть там какой-то диалог. И использовать зеркало   (лучше 2 - 3). Тогда даже свет, поставленный якобы на другую площадку, можно   зеркалами направить туда, куда нужно. Если вы будете достаточно точны и   элегантны и сами не продадите себя взглядами на оператора, то скроете камеру   лучше, чем даже пряча ее. Только не забывайте об этике: сразу после монтажа,   когда еще есть время что-то изменить, обязательно покажите этот эпизод герою   и получите его согласие на показ. В сомнительных случаях (если не уверены в   порядочности человека) - письменное. Может помочь избавиться от судебного   разбирательства.
 Двойная экспозиция: этот метод относится уже к комбинированным   съемкам. Допустим (не обязательно в сказке), вам нужно показать двух героев -   великана и лилипута, в одном кадре. Делается это так: один из героев   снимается в нужном пространстве с нужной крупностью и запасом места для   расположения второго персонажа. Второй снимается либо на синем фоне и   заводится в кадр по маске (рир-проекция), либо на очень черном фоне (бархат   или черный провал, например ночью на улице), высвеченный очень сильным   точечным светом, и заводится в кадр на микшере. Оба способы имеют свои   недостатки. Рир-проекция (хромокей) дает ощущение аппликативности, во втором   есть опасность, что детали фона будут просвечивать через персонажа. И в любом   случае вам будет необходим монитор, на котором будет видна готовая картинка -   без него точно скорректировать движение и положение второго персонажа   практически нереально.
 Проще такие вещи делать на компьютере: некоторые монтажные программы имеют   функцию отслеживаемой маски. Здесь вы отмечаете контуры снятого объекта и   электронная маска отслеживает его перемещения. Хотя и здесь все не так   просто, это практически ручная работа. 
 
 Домакетка и дорисовка декораций: если у вас нет возможности поехать в   Индию или построить в центре Канска дворец индийского раджи, а снять   персонажа на его фоне зачем-то очень нужно, то достаточно найти картинку   этого дворца или, лучше, местного умельца, который сделает вам этот дворец из   картона или фанеры в масштабе 1 : 100 (конечно, чем больше, тем лучше).   Дальше - та же рир-проекция. А чтобы скрыть аппликативность и дать героям   возможность как-то взаимодействовать с пространством, элементы 1-го и 2-го   плана выполняются в натуральную величину и устанавливаются в павильоне.   Иногда достаточно пары напольных ваз с цветами или каких-нибудь картонных   колонн, которые при проходах будут перекрывать героя. Технологию виртуальной   студии здесь рассматривать нет смысла: люди, имеющие технику такого уровня   обычно на обучение персонала тоже не очень скупятся.
 Съемка под фонограмму: понятно, что сначала нужно иметь саму   фонограмму. Сейчас большинство исполнителей имеют возможность изготовить их   самостоятельно и более-менее приличного качества. А вот дальше уже ваша   работа.
 Основная проблема съемки под фонограмму - это обеспечение точной   синхронности. Если вы намереваетесь снять песню одним куском и потом врезать   в нее планы города или любые другие несинхронные - проблемы нет. Берите   “минусовку”, через звуковой микшер, который может раздобыть и сам   исполнитель, выстраивайте баланс между вокалом и аккомпанементом, заводите   звук с пульта и картинку с камеры на видеомагнитофон - и пишите столько   дублей, сколько хочется.
 Но если у вас есть подозрение, что дубли придется монтировать или захочется   перейти склейкой со среднего плана на крупный - ситуация меняется   принципиально. И при малейшей ошибке головная боль на монтаже от отчаянных   попыток попасть в синхрон вам обеспечена. 
 
 Во-первых, в этом случае пользуйтесь только “плюсовкой”. Ни один даже самый   крутой профессионал идеально, до 1/25 доли секунды, в фонограмму никогда не   попадет.
 Во-вторых, не используйте для воспроизведения фонограммы никакими, даже   самыми идеальными аудиомагнитофонами - у них слишком нестабильна скорость   воспроизведения. Эта девиация скорости не воспринимается на слух, но для   серьезной рассинхронизации ее вполне достаточно. 
 
 Абсолютно точно выдержать скорость воспроизведения может только магнитофон с   кварцевой стабилизацией скорости ведущего вала. Такая стабилизация используется   в аудиомагнитофонах “Nagra”, “Ритм-репортерах”, некоторых моделях “Ритмов” и   т.п. профессиональной теле-, кинотехнике. И абсолютно во всех, даже бытовых,   видеомагнитофонах. Поэтому первое, что нужно сделать при подготовке к съемке   под фонограмму, это переписать “плюсовку” на видеомагнитофон. Причем   переписать только 1 раз. Если вы захотите упростить себе жизнь и переписать   ее, чтобы не отматываться при дублях, несколько раз с обычного кассетника, то   получите то же расхождение синхрона из-за нестабильности скорости. Вот с   видеомагнитофона можете переписывать уже сколько угодно. За 1-2 секунды до   фонограммы желательно записать короткий звуковой сигнал – «пик». Он поможет   потом подогнать синхрон.
 Более того именно с этой кассеты (она и будет теперь у вас мастер-фонограммой),   нужно сделать копию на другую видеокассету, с которой вы будете   воспроизводить фонограмму на съемке. Мастер-кассета, как более высокого   качества, должна использоваться только на монтаже. 
 
 Далее возможны две технологии съемки:
 1-я - если на месте съемки у вас есть нормальная розетка 220 в., вы   воспроизводите фонограмму с любого видеомагнитофона на усилитель и снимаете   столько дублей, сколько требуется.
 2-я - если вам приходится снимать в открытом поле или на городской улице, где   негде установить и подключить видеомагнитофон (аккумуляторные В/М есть не на   всех студиях), вы переписываете фонограмму на видеокассету столько раз,   сколько дублей нужно будет снять, вставляете эту кассету ее в камеру, аудио   выход камеры подключаете к любому усилителю с портативным питанием, и   снимаете дубли в режиме “вставки по видео” (“Insert”).
 Качество воспроизведения фонограммы на съемке значения не имеет - этот звук   вы будете использовать только для ориентировки на монтаже. Важно только   обеспечить разборчивость и внятность звука для исполнителей, чтобы они сами   могли попасть в свою фонограмму. 
 
 На монтаже вы берете мастер кассету и входя в СНХ с фонограммой (лучше всего   это делать по акцентам и сильным долям, например ударника) накладываете   картинку, так же в режиме “вставки по видео” на фонограмму. Если не ошиблись   в технологии подготовки, попали точно в такт и исполнитель вам не открыл рот   поперек своей же фонограммы - синхронность вам обеспечена.
 Лучше всего монтировать в такой последовательности (не обязательно, но   удобней): синхронизируется и накладывается на фонограмму крупный план   вокалиста. Потом в него, в соответствии с монтажным планом делаются врезки   средних и общих планов, а затем делаются врезки инструменталистов.
Причем с последними можно использовать т.н. “ложный синхрон”, т.е. кадры которые не точно соответствуют исполняемому месту, но похожи на него по общему абрису движения и попадают в ритм.
Этот прием особенно   выручает, когда нет возможности снять музыкальный номер под фонограмму. Тогда   вы снимаете на самой песне только вокалиста, а инструменталистов доснимаете   на других номерах. И подкладываете в ложном СНХ. 
 Если даже в ложном СНХ трудно попасть в ритм (особенно часто это случается с   барабанами), здесь может спасти ситуацию стробирование кадров и различные   размывки, засветки и т.п. приемы, смазывающие точное восприятие синхрона   (только не используйте их на вокалисте).
Вот основные проблемы, с которыми сталкиваются на съемке начинающие, и способы их решения,. Возможно я что-то упустил как несущественное или понятное default – пишите, постараюсь ответить.
 А если Вы профессионал и у Вас есть что добавить к этому краткому пособию для   начинающих, буду рад возможности расширить этот раздел и Вашими советами.
 Успешной работы, коллеги!
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев





Комментарии
Re: Съёмка: Советы начинающим телевизионщикам (ч.2)
Да. Ложный синхрон используется часто. Натренированным глазом его довольно легко отличить от синхрона. Всё точно описано. Выражено. Спасибо.