Киноразбор №106: "Цензор"
- цензор |
- скрипт-докторинг |
- монтаж |
- Мнение
(c) Максим Бухтеев
В воскресенье прошла очередная «106-я киноразборка».
В этот раз она была в моём любимом формате - с практической пользой и интересом.
Не так часто выпадает шанс сделать российское кино чуть лучше.
В этот раз мы, вместе с одним из продюсеров, смотрели новый российский фильм «Цензор».
Нашей «Гильдии режиссёров монтажа» фактически был брошен вызов – можно ли улучшить фильм монтажом перед широким прокатом? Нужно ли что-то делать – доснимать или перемонтировать?
К сожалению, в большинстве случаев, российские фильмы на этапе монтажа уже практически безнадёжны.
Да, какие-то мелочи всегда можно улучшить, но радикально изменить фильм на этапе постпродакшена очень сложно. Особенно, учитывая отечественную специфику - с огромным количеством критических ошибок в сценарии и полным пренебрежением к элементарным правилам производственной культуры.
Проще говоря, обычно можно лишь ещё больше испортить то, что уже испорчено.
Но не в этом случае. Собственно, поэтому я и решил написать подробный отчёт о нашем профессиональном мероприятии.
Так сказать, делюсь приятным.
«Цензор» - фильм, сделанный за свои деньги энтузиастами-новичками. Опасное начало для хорошей рецензии!
Однако фильм от любителей компьютерных игр ничуть не уступает по исполнению тому, что выходит сейчас из рук половины российских якобы профессионалов.
Первое, что приятно радует в фильме – отсутствие критических ошибок в сюжете. События следуют друг за другом, логически выстраиваясь в цепочку.
Авторы избежали классической ошибки новичка - это уже хорошо.
В фильме много мелких недочётов, но с ними уже можно работать – сместить монтажом акценты, что-то сократить.
Опытный профессионал сможет решить все эти проблемы.
Второй раз авторам выпал шанс серьёзно испортить свой фильм, когда надо было снимать действие «от первого лица». К счастью они избежали искушения сделать весь фильм в якобы модном стиле «пьяный оператор». Дёргающиеся кадры тут есть (куда уж без них!), но их количество, к счастью, минимально.
Чтобы сделать хороший кадр POV «как в компьютерной игре», нужна особая технология, недоступная новичкам без нормального бюджета. Тут недостаточно просто держать камеру на руках перед лицом.
Конечно, возникает и много вопросов к ходу сюжета, особенно к миру фильма. Хотя фабула довольно проста и понятна, в деталях видны нестыковки и пробелы. Как всегда, авторам кажется, что в фильме есть все ответы на вопросы, но это не так. Даже у людей, знакомых с миром компьютерных игр были проблемы с восприятием некоторых сцен. Массовый зритель точно будет сильно озадачен.
Если можно было бы кое-что доснять, то это сильно исправило бы ситуацию.
Способы решения этих проблем очевидны. Все присутствующие на разборе были, в основном, единодушны как в оценке ошибок, так и в методах их решения.
Очень не хватает объяснения происходящему в виртуальном мире. Может добавить ментора или брифинг?
Плохо слышно одну актрису. Нельзя ли её переозвучить?
Графика в некоторых местах не поясняет, а только запутывает и противоречит сама себе. Хорошо бы проверить логику и привести всё к одному формату.
Много сцен явно длинных. Из фильма можно смело удалить четверть.
Как геймер со стажем я был разочарован отсутствием многих интересных ходов и мотивов из компьютерных игр.
И если, скажем, чтобы разнообразить локации и ввести разные типы компьютерных игр, нужен принципиально иной бюджет, то много стоило бы просто проработать чуть глубже.
Сама идея фильма о тестировании игр путём достижении некого порога жестокости выглядит недоделанной. Философия виртуального насилия и её связи с реальностью довольно условна.
Мне больше нравятся ходы как в фильме «Запрещённый приём».
Хотя, это уже только моё мнение, тем более, что для массового зрителя такие идеи явно тяжеловаты.
Но, с другой стороны – авторы ведь делали фильм для геймеров, не находясь под продюсерским прессом? Почему бы не сделать фильм более умным?
Да и визуально фильм бы только выиграл.
Например, не раскрыта тема администрирования или читерства. Но тут я опять субъективен.
Ведь сцена с дракой за пулемёт, где у героев, на мой взгляд, была самая реалистичная мотивация к беспределу в виртуальном мире, вызвала самое большое непонимание у моих коллег.
Очевидно, такие сцены требуют более тщательной подготовки и проработки.
Также была, на мой взгляд, провалена любовная линия и идея с оцифровкой подруги главного героя.
Вообще, по общему мнению, драматургия фильма явно провисает в некоторых местах. Исправить это можно, серьёзно сместив акценты и сильно сократив эту побочную сюжетную линию.
Сильно мешает фильму и поверхностная проработка характеров. Дуга персонажей задана весьма условно - сказывается отсутствие опыта у сценаристов.
Однако перипетии и ключевые точки есть, а интрига сохраняется до самого конца. Это не даёт структуре фильма развалиться и вселяет надежду, что после правильной доработки зритель не заметит второстепенные ошибки.
Вообще, жаль, что авторы пренебрегли простым скрипт-докторингом своего сценария. Редактура, относительно всех других производственных операций, стоит дёшево, но при этом спасает от очень дорогих проблем.
А для новичков такая операция, по-моему, вообще является обязательной.
Ведь даже опытный сценарист крайне нуждается, чтобы кто-то взглянул на его сценарий со стороны - что-то поправил, задал вопросы или внёс предложение.
Если же подводить итоги, то в целом, как зрителю, мне «Цензор» понравился гораздо больше, чем разрекламированный «Хардкор» или «На игре».
Я очень надеюсь, что продюсеры и инвесторы примут всё-таки решение доделать фильм и довести его до ума.
Также необходимо провести очень точную рекламную кампанию фильма. Его тема – достаточно узкая, а аудитория специфическая. Однако перспективы проката у фильма весьма хорошие, особенно, если учитывать небольшой бюджет, жанр и стиль.
Очень хочется, чтобы у фильма «Цензор» всё сложилось удачно, ведь это могло бы показать, что у российского кино есть и иной путь, кроме как унылое выпрашивание денег у государства «на помощь культуре».
Ведь иной раз лучший способ помочь чему-то – просто не мешать.
- Mak_Sim's блог
- Войдите на сайт для отправки комментариев