Стыдные факты о профессии

Mak_Sim аватар

(с) Максим Бухтеев

Стыдные факты о профессии,  которые все знают, но никто не хочет рассказывать.

В кино или на телевидении много всего хорошего. За это нашу отрасль и любят.  Множество людей стремится попасть к нам на работу.  Оно и понятно! Я сам когда-то был из таких.

Сейчас мой рабочий стаж приближается уже к тридцати годам. Что бы я сказал себе молодому?  Когда я задумался над этим, я внезапно понял, что есть целый пласт фактов,  о которых я узнал гораздо позднее, чем хотелось бы.  Не то, чтобы это были какие-то секреты. Однако,  по самым разным причинам, их обычно не обсуждают даже  среди  коллег. И это, на мой взгляд, большая ошибка!

Почему не принято  озвучивать реальное  положение дел?  Сложно сказать. Но, наверное, всем просто неловко. Типа, как говорить с детьми о сексе.
 Именно поэтому я и назвал такие факты «стыдными». Я их таковыми не считаю – просто иду на поводу у общественного мнения.        

  1. Первое, что я бы сказал себе молодому – «не парься!». Шоу-бизнес любят, прежде всего, из-за  веселья. Да, на самом деле, это тяжёлая и трудная работа, в которой по большей части нет ничего весёлого.  И это тот «стыдный» факт, который  новички узнают самым  первым.  Это их расстраивает. В такой момент надо напомнить им, из-за чего они тут оказались.   А то многие ломаются и навсегда уходят из профессии.

    Шоу-бизнес – это развлечение.  Вообще, приходится напоминать себе об этом каждый раз, когда становится особенно грустно.

  2. В нашей отрасли есть две противоборствующие группы. Одна  утверждает, что в творческом ремесле  нет никаких правил  и законов. Всё держится только на природном таланте, удаче и бюджете.  Это категория людей довольна большая, но её существование  официально отрицается. Вдруг такие люди правы?  Как тогда объяснить наличие в мире   массы образовательных учреждений, которые учат кино и телевидению?      

    Вторая группа людей уверена, что  искусство  это вообще нечто мистическое. Тут либо озарение  придёт свыше,  либо нет. Естественно, что вдохновение эти художники вызывают разными, иногда даже запрещёнными  ритуалами. Принято считать, что подобные смешные персонажи встречаются  только в комедиях. Ох, если  бы это было так!

    По моим ощущениям,   две описанные  группы примерно равны по численности. Интересно, что они отнюдь не являются маргинальными. Скорее даже наоборот!   Их точку зрения разделяют самые широкие слои  профессионалов -  от студентов и преподавателей  ВУЗов, до  именитых продюсеров или топ-менеджеров телевизионных каналов.

    Так можно ли научиться ремеслу? Да! Но учиться, по большому счёту,  придётся самому. Не стоит надеяться на  тех, кто, вроде бы, по статусу обязан кого-то чему-то учить.  И это следующий «стыдный» факт, о котором стоит знать любому новичку.

    Лично мне  всегда очень везло на хороших мастеров и умные книжки.  Однако книжки надо искать, а мастерам задавать правильные вопросы. В противном случае, велика вероятность наткнуться  на кого-то из тех людей, про которых я писал выше.   Они-то найдут вас сами.        

  3. От чего зависит успех?  Это не только сложный, но и больной вопрос. Если отвечать на него серьёзно, то разговор затянется надолго.  А все ненавидят долгие и душные разговоры.  Неприлично всё, что длиннее одного абзаца в пресс-релизе.  Зрителям этого вполне достаточно.

    Черчиллю приписывают фразу: «Тем, кто любит колбасу и законы, лучше не смотреть, как они делаются». Судя по всему, это относится и к кино с телевидением.   Однако данный подход работает и в профессиональной среде, что, на мой взгляд, странно. Не знаю, почему, но  люди, работающие в отрасли, ненавидят обсуждать свою профессию – вот вам ещё один стыдный факт.

    Ну, то есть, сплетни, слухи, жалобы на начальника, всякие конференции за казённый счёт – это всегда пожалуйста. Но реальный обмен опытом, в большинстве случаев – строжайшее табу. Возможно, подобное происходит из-за повального увлечения пиаром. Иногда складывается впечатление, что весь мир состоит из него. Хвалишь что-то – значит, рекламируешь! Ругаешь -  подрываешь репутацию! Говоришь нейтрально -   что ты, вообще, такое!? 

    Говорить же о рекламе прямо нельзя – все ненавидят рекламу. Ну,  кроме тех, кто зарабатывает  на ней деньги. Деньги же, как известно,  любят тишину. А большие деньги – тем более! Именно  поэтому профессионалы молчат, а массовая  публика зачастую не замечает рекламу даже там, где нет ничего, кроме неё. 

    Поэтому я бы дал себе молодому совет – если находишь человека, который будет тебе объяснять что и как реально работает – держись за него руками и ногами. Это огромная редкость!    
     
  4. Нашу работу видят миллионы. Благодаря нам люди  плачут, смеются или узнают что-то новое. Это большой плюс профессии, который доставляет удовольствие любому автору. Может ли такой автор требовать ещё и личной похвалы? Нет!  Так твёрдо и решительно   говорит традиция нашей отрасли. У нас не принято раздавать трудовые  комплименты, хотя творческие люди особенно в них нуждаются.  Это следующий стыдный факт, о котором надо знать любому новичку.

    Хвалят у нас много, громко и профессионально. Но лишь в двух случаях. Первый – когда подчинённые  льстят начальнику.  Второй, когда начальник   хочет бесплатно  использовать  подчинённого.  Почему так? Моё мнение -  дело в деньгах. Стоит кого-то похвалить – он тут же попросит себе прибавку к зарплате.  А этого допускать нельзя ни в коем случае!   

    Например, в 90-х моя карьера началась с того, что мой непосредственный  начальник пропал. И я был  вынужден выполнять его рабочие обязанности – следить за монтажом передачи. Когда что-то пошло не так и появились творческие вопросы, я всё-таки нашёл моего шефа. Однако он находился  в невменяемом состоянии, так как был вдрызг пьян.   Мне пришлось что-то придумывать. Было страшновато – ведь я никогда ничего такого не делал. 

    Передача благополучно   пошла в эфир.   Похвалил ли меня мой шеф? Сказал ли спасибо за то, что я его выручил. Конечно, нет! Просто в следующий раз во время монтажа  он опять напился, но я его уже ни о чём не спрашивал. Дальше это стало правилом  - так мне доверили монтаж. 

    Я был ужасно горд собой. Когда такое происходит в первый раз – это очень волнительно, но потом это быстро становится повседневной рутиной.  

    Стоило ли оно того? Эмоции и опыт  против  бесплатной   работы и ответственности? Тогда я решил, что да.  
     «Привыкай! Теперь ты будешь взвешивать это постоянно», так сказал бы я  сам себе.    

  5. Что мне особенно нравится в моей профессии -  волшебство.  То есть, когда буквально из ничего возникают какие-то чудесные миры, интересные персонажи  или фантастически предметы. Всё это начинает жить своей жизнью  на экране. А такая жизнь  часто воспринимается зрителями как новая реальность. Когда я был маленьким, то  читал о волшебниках  в книжках. Теперь я могу сам попробовать себя в роли мага. Это здорово!

    К сожалению, с помощью волшебства  из книжек в реальность кочуют не только приятные вещи, но и  плохие.   Некоторые из них я впервые  увидел в реальности лишь на работе. Я бы предпочёл, чтобы кто-то меня вовремя предупредил о засаде.

    Обратная сторона плюсов нашей профессии  – очень высокая конкуренция. Выше я уже писал, что у нас хвалить кого-то – дурной тон. Но гораздо хуже отсутствия похвалы   - постоянное ожидание  удара в спину. Это, к сожалению, норма. Всё  как в глуповатых  комедиях или сериалах. Со стороны смешно, но находиться внутри довольно неуютно. 

    И если гротескная жадность ещё как-то оправдана (все мы любим деньги), то привыкнуть  к «чёрной» зависти я так и не смог.  Когда я в первый раз столкнулся с коллегой, который злится на меня  из-за хорошо сделанной работы, я просто не поверил своим глазам. Этого просто не может быть! Жизнь меня к такому не готовила. Ведь, на первый взгляд, в такой эмоции нет никакой логики.  Мы работали в разных отделах, у нас были разные специальности, должности и задачи! Мы с ним никак не конкурировали.    

    Когда у автора получается сделать нечто хорошее, что не могут или не хотят делать  коллеги – это очень приятно.  Однако далеко не все  разделят восторг от успеха.    Ещё хуже, если сделанное понравится начальнику или зрителям. Тут на любого автора выпадет град «добрых советов», «дружеской критики» и «конструктивных замечаний». Поэтому создавать что-то новое и выставлять свою работу на всеобщее обозрение  очень страшно.   Я каждый раз  нервничаю, хотя давно в этом бизнесе.

    Перенесись я во времени, я  бы сказал себе: «Помнишь, в прошлый раз  я рассказывал  тебе о том, что никто тебя не похвалит?  Я немного слукавил. В этом мире зависть и есть похвала. Значит,  ты сделал свою работу хорошо».  

  6. А как ещё понять, что ты сделал всё хорошо?
    В школе нас учат, что есть некий строгий учитель, который будет разбирать твою работу, подчёркивать ошибки и ставить оценки.  
    А жизнь учит тому, что всем наплевать. Награждают тебя или  увольняют,  закрывают проект или дают премию,  отнимают заказ или повышают в должности  - это ещё ничего не значит.

    Но почему так происходит?   Помимо твоей конкретной работы, на то есть десятки причин.  Часто эти причины так и остаются тайной.  Крайне неприятный факт!

    Я уже упоминал, что тем,  кто идёт в профессию, придётся учиться самому. Так вот – оценивать свою работу им тоже придётся самостоятельно.

    Взять хоть самый верный критерий хорошей работы– успех у зрителей. Однако, даже тут  не всё так однозначно.

    Во-первых, этот успех имеет смысл лишь при переводе в деньги. Не надо об этом забывать! Мы профессионалы и работаем в шоу-бизнесе. А в любом бизнесе (да, пожалуй, и в обычной  жизни) есть жёсткое правило – если потребитель не хочет  платить за что-то, значит, оно ему не нужно. Банальная и горькая истина, однако, признаюсь, я сам её осознал далеко не сразу.
    Помните поговорку, что «на халяву и уксус сладкий»? Она как раз об этом.

    Коммерческий успех – это замечательно. Но и он, к сожалению,  тоже не связан напрямую с качеством работы.    Кино – коллективный труд.  В нём растворяются усилия каждого отдельного специалиста. Именно  поэтому в любом кино такие длинные титры. Трудно выделить  кого-то одного, поэтому лучше отметить всех, включая грузчиков, уборщиц и водителей.  Это традиция.       

    Как же оценить свою работу? Как я и написал,  не стоит надеяться на других. Хорошо, если новичок встретит на своём пути  настоящего мастера. Это редкость! Ведь, во-первых, этот мастер должен иметь авторитет и уважение, а во-вторых,  он должен иметь желание делиться опытом.   

    А в остальном – лучше всего сравнивать свою работу с другими, смотреть на тех, чьими работами вы восхищаетесь, читать толстые умные книжки.   Скукота и банальность? Да, конечно, но это правда. Простите, что расстроил.  Я предупреждал, что факты будут «стыдными».

    А что насчёт оценки итогового результата? По факту,  если получилось – ты молодец. А если нет, то не волнуйся – тебе обо всём обязательно скажут. Причём  в очень доступной форме – не ошибёшься.   Ругают у нас гораздо лучше, чем хвалят. 

    Наверное, кто-то в этом месте загрустил . Это бывает.   Но нехорошо так заканчивать статью.
    Поэтому смотрите первый пункт  - «не парься!». Шоу-бизнес – это весело. 
    Удачи, новичок!

 

Вверх
Отметок "нравится": 3
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 4.7 (3 голоса)