Игра престолов: Что не так с финалом?
(c) Максим Бухтеев
Меня, как и других зрителей по всему миру, сильно задел финальный сезон «Игры престолов».
Хоть я и не фанат этого сериала, но надо признать, что для всей отрасли это знаковое событие, мимо которого пройти довольно сложно, да и неправильно с профессиональной точки зрения.
Один из лучших сериалов на планете и так неудачно закончился. Как так-то!?
Меня никогда не удовлетворяли простые ответы типа «авторы - идиоты». Кроме того, профессиональная солидарность и личный интерес требуют более развернутого ответа, поэтому я стал разбираться в вопросе.
Что-то тут было не так. Судя по скандалу, получается, что HBO доверило свой главный сериал творчески непригодным идиотам, а это явно не так, если судить хотя бы по результату.
Но с другой стороны, ошибки есть. Обидно, что они, на первый взгляд, довольно глупые и очевидные.
Такие ошибки описаны в сотнях учебников по сценарному делу и ни один опытный автор никогда их не допустит.
Фанаты сериала создали эпичные списки таких ошибок и я не буду их повторять.
Чтобы разобраться, я провёл небольшое расследование и прочитал книги Мартина, а также серию Мориса Дрюона «Проклятые короли», которыми он вдохновлялся.
А после изучения истории самого сериала я готов уверенно снять часть вины со сценаристов.
Они, конечно, не гении - взять хотя бы позорный пилот сериала, который пришлось полностью переснимать.
Однако сам писатель и ряд других обстоятельств подложили им такую свинью, что вряд ли какой-то иной сценарист на их месте справился бы лучше.
Далее обо всём по порядку, но сразу скажу, что, на мой взгляд, корень проблем лежит в литературном источнике. Вся история «Игры престолов» - это учебное пособие по экранизации книг и проблемах, с ней связанными.
Кому это не интересно – может дальше не читать. Я же с детства люблю размышлять, как можно оживить свои любимые книги, а потому продолжу.
Начать стоит с первой книги Джорджа Мартина.
Мне кажется, что, как и в случае с сагой «Звёздные войны», тут очень много мифов и баек, а часть фактов придумывалась задним числом.
Сейчас дело часто представляется так, словно книга сразу завоевала мировую известность и стала чуть ли не классикой, а потом её подхватил HBO.
Но это явно не так, а трудностей у книги хватало.
Скажем, сам Мартин говорит, что когда он уже участвовал в промо кампании сериала, интерес к самой книге был довольно вялым.
В одном его интервью я нашёл такую фразу:
"Никогда не собиралось больше ста человек, а в Сент-Луисе так и вообще никто не пришел. Но за эти двадцать лет все немного изменилось».
Однако интерес к книге всё же постепенно рос, а отзывы были неплохими.
Среди тех, кому книга очень понравилась, были Дэвид Бениофф и Дэниел Бретт Уайсс.
Каноническая версия гласит, что они уговаривала Джорджа Мартина отдать им книгу на экранизацию, а он долго думал, прежде чем согласиться.
Ещё упоминают загадку, что он им якобы загадал «Кто отец Джона Сноу?». Они мол, правильно ответили и тогда он согласился.
Всё это похоже на маркетинговые трюки, не имеющие ничего общего с реальностью.
Во-первых, сам Мартин был сценаристом, неоднократно пытавшимся продвинуть свои проекты. После рядя неудач, он сосредоточился на книгах, но от первоначальных идей явно не отказался. Он сам говорил, что не раз прикидывал бюджет и технические возможности разных каналов для экранизации своей книги.
Во-вторых, в ряде источников упоминается, что книга была признана плохо пригодной для превращения в сценарий. Вопрос – кем? Я не нашёл ответа, но если кто-то делал такую оценку, значит Мартин тогда обсуждал экранизацию уже не в первый раз. Сами сценаристы тоже говорят, что были не первыми, с кем беседовал автор.
Кроме этого, мне кажется маловероятной версия, которую продвигает Мартин в своих интервью. Дескать, он изначально из каких-то бунтарских побуждений писал так, чтобы книгу было слишком трудно экранизировать.
Как бы то ни было, далее канал HBO даёт добро и проект запускается. По распространённой в сети версии, сценаристам нужно было всего лишь аккуратно перенести на экран работу Мартина. И они с этой работой не справились.
Это ещё одно таинственное белое пятно в истории «Игры престолов».
Пилот официально был признан неудачным.
Самая главная проблема, в нём – экспозиция. Проще говоря, никто не понял, что же в ней происходит.
Что это за герои? Какие между ними взаимоотношения, конфликты, цели, мотивации?
Но почему съёмки был продолжены, причём с теми же сценаристами?
По распространённой версии, каналу было жалко вложенных денег, а времени на замену сценаристов уже не оставалось.
Мне это кажется сомнительным. История других фильмов и сериалов кишит обратными примерами. Заменить хоть всю съёмочную группу – это не проблема, когда речь идёт о больших деньгах. Собственно, со многими актёрами из пилота «Игры престолов» так и поступили.
А кто такие Бениофф и Уайсс, чтобы за них цепляться?
Никаких прав на материал у них нет – они простые исполнители.
Громкого имени тоже нет.
Если они такие болваны, что не справились со своей работой – почему не выгнать их и не нанять других?
А вот сам Джордж Мартин – иное дело. Его выгнать нельзя, ведь без него проект, в который вложены деньги, не состоится.
Тут есть три факта, которые подкрепляют мою мысль.
Первый – сначала сам Мартин крепко держал проект под контролем. Я нашёл упоминание, что он даже брал на себя обязательства полностью писать одну серию в сезоне.
В первом сезоне, например, это восьмая серияи - «Острый конец», а во втором девятая - «Черноводная».
Было бы странно, если бы он никак не участвовал в создании пилотной серии.
Второй – заявленные недостатки экспозиции в пилоте – это естественные свойства самой книги и яркий признак авторского стиля самого Мартина. Множество персонажей, неторопливость развёртывания основной сюжетной линии есть и у книг Толкиена и Дрюона – их Джордж брал за образец.
Третий – все эти заявленные недостатки пилота, на самом деле, никуда не исчезли. Несколько первых серий любого сезона «Игры престолов» - это и есть долгая и не всегда внятная экспозиция. Фактически драматургия сериала строится посезонно и соответствует драматургической конструкции книги. Кстати, сейчас так делают и другие сериалы. Они не рассматривают каждую серию отдельно, а только в составе сезона.
Скажем, такую же структуру, например, имеет и сериал «Мир Дикого запада».
Такой вариант имеет как свои плюсы, так и недостатки. Скажем, лично я в книгах такой приём воспринимаю нормально, а вот «Игру престолов» я забросил, полностью досмотрев первый сезон.
Мне это показалось слишком скучным.
Позже, поняв, что сериал стал культурным явлением и его надо изучить из профессионального интереса, я смотрел первый сезон заново.
В общем, как бы то ни было, первую серию пересняли почти полностью и сериал увидели зрители.
И, как по мне, первые семена зрительского разочарования финалом были посеяны именно в момент пересъёмки пилота.
Ведь именно тогда было принято решение чётко следовать книге, а сама книга мало того, что была плохо приспособлена к экранизации, так ещё и не была дописана до конца.
Я уверен, что с моим первым тезисом будут спорить очень многие.
Тема эта очень болезненная, ведь обычно те, кому книга понравилась, не желают, чтобы в ней меняли хоть строчку и требуют дословного и буквального перенесения книги на экран.
Но любой, кто хоть немного знаком со сценарным делом, понимает, что это невозможно.
Даже в самом определении «экранизация» из разных словарей, мы видим, что это процесс серьёзной переделки исходного произведения.
Сегодня наиболее близкой к оригиналу успешной экранизацией считается трилогия «Властелин колец».
Да и сам Мартин вдохновлялся произведениями Толкиена.
Но достаточно сравнить обе книги, чтобы увидеть разницу в конструкции сюжета.
Самое серьёзное отличие в числе персонажей с их сюжетными линиями.
Мартин начал с девяти персонажей и постепенно дошёл до тридцати одного. Это настоящий ад для драматурга, особенно, если учесть, что у каждого из персонажей есть своя самостоятельная сюжетная линия.
Автор сделал так специально, поставив себе цель показывать основную историю с разных точек зрения.
Смелый эксперимент? Отлично! Каждый автор имеет право на него. Но тем самым он заложил в книгу мину, которая взорвётся, как только придёт пора увязывать все сюжетные концы.
Поэтому я, честно говоря, думаю, что сам Мартин не будет доделывать книгу. А если и будет, то скомкает финал также, как и Бениофф с Уайссом.
При такой конструкции у него просто нет выбора.
Таким образом поступал, например, Габриэль Гарсиа Маркес в книге «Сто лет одиночества». Он тоже очень любил вводить в книгу огромное число персонажей, а потому был вынужден убивать их оптом без особой на то причины.
Кстати, Нетфликс собирается впервые экранизировать эту книгу. Посмотрим, как они вывернутся из этого сложного положения, тем более, что теперь сценаристы «Игры престолов» работают у них.
А вот у Толкиена в книге всё гораздо стройнее. Есть один главный персонаж и у него всего одна цель.
Это гораздо проще для экранизации.
Напомню, что даже основных линий у Мартина целых три: династическая война за Железный трон, проблема стены и Белых ходоков и история Дейенерис Таргариен.
Все эти линии слабо связаны между собой. Каждая могла бы стать вполне самостоятельным сериалом, а выкинь любую из них из уже имеющегося – остальные бы не пострадали.
Конечно, всё же книга Мартина, несмотря на фэнтези обёртку, гораздо ближе к циклу «Проклятые короли».
Там есть и тот самый фирменный субъективный взгляд, и множество героев, и борьба за престол Франции.
Сам Мартин сказал о книгах Дрюона: «Это — оригинальная игра престолов!»
Поэтому за отправную точку следует взять именно их.
Я сравнивал сериал, и обе серии книг по свежим впечатлениям и мне сразу бросилось в глаза, что, во-первых, романы Дрюона гораздо компактнее.
Если Мартин сам неоднократно говорил, что для его цикла нужен большой масштаб, то Дрюона легко уложили в два мини-сериала.
В 1972 году – всего шесть серий.
В 2005 – пять.
Во-вторых, цикл Дрюона - это цельное и готовое произведение, в отличие от цикла «Песни льда и огня», который, мало того, что не окончен, так ещё и имеет дробную структуру. По общедоступным данным, сначала Джордж Мартин задумал трилогию, потом стал её растягивать, но всё равно делает перерыв после третьей книги, перескакивая затем сразу на «Танец с драконами», которые должны были являться продолжением истории через пять лет. То есть, у Мартина изначально получилась трилогия, но без чёткого финала.
Поняв, что этот перерыв не работает, и сюжет просто зависает, автор пишет четвёртую книгу - «Пир стервятников». Она является как бы сюжетным мостом и подводкой к книге «Танец с драконами».
Нетрудно заметить, что при буквальном следовании книгам, сериал тоже начинает серьёзно буксовать именно в этом месте. Тут сценаристы впервые начинают вносить в историю самые серьёзные изменения. Большинство фанатов ставит им это в вину, но, как по мне, у них просто не было выбора.
Интересно, что именно в финале «Бури мечей» (третьей книги) логически и эмоционально заканчивается линия Тириона – любимого персонажа самого Мартина. После убийства отца ему нет места в сериале. Он должен был умереть или как-то пропасть из сюжета. Но автор, который безжалостно убивает других персонажей, слишком ценит его, поэтому Тирион получает «сюжетную броню». А так как ему больше совершенно нечего делать, он резко «глупеет» до самого конца как книги и сериала.
Ну и третье, что меня поразило при сравнении, это слабая проработка Джорджем Мартином как средневековой тематики, так и всего мира в целом. Меня это сильно покоробило ещё при первом просмотре сериала.
Можно было бы списать это на мои субъективные ощущения. Но если сразу после «Песни льда и огня» прочесть цикл «Проклятые короли», всё, как мне кажется, будет очевидно.
Дрюон сосредотачивается только на престоле. И хотя у него тоже довольно много персонажей, в фокус повествования они попадают лишь тогда, когда их линии пересекаются с борьбой за трон.
Вся их остальная деятельность быстро проговаривается авторским текстом «за кадром».
Я нашёл упоминание, что Мартину неоднократно советовали сделать также. Вроде, он даже пробовал такой вариант, но в итоге всё равно слишком распылился.
«Тот, кто защищает все, не защищает ничего», – это слова Фридриха II, короля Пруссии. Они вошли в золотой фонд цитат по военному искусству.
И, мне кажется, Джордж Мартин тут потерпел серьёзное поражение.
После финала претензии ему выдвигал как любители фэнтези, так и любители военной истории.
Но все эти ошибки автор допустил в самом начале, просто все надеялись, что он их исправит.
Любопытно отметить, что когда Джордж Мартин сосредотачивается лишь на средневековье, его сюжеты становятся гораздо более стройными. Взять хотя бы, небольшую серию «Повести о Дунке и Эгге». Формально, она происходит в том же мире, что и «Песнь льда и пламени», однако от фэнтези тут почти ничего не нет.
И действительно, в интервью от 2017 года Мартин признаётся, что вначале задумывал основную серию вообще без всяких чудес и драконов.
Это, кстати, служит хорошей иллюстрацией упомянутого выше тезиса о том, что часть тем и линий можно было бы смело из «Игры престолов» выкидывать – хуже бы точно не было.
Вернёмся к истории создания сериала.
Многие критики сценария упускают из виду тот факт, что изначально планировалось иметь готовый цикл романов до конца сериала.
Автор это клятвенно обещал как издателям, так и продюсерам HBO, но что-то пошло не так.
Имеются сведения, что даже рассматривалась возможность включения в проект других авторов, но Мартин наотрез отказался от такого варианта.
Я не знаю как в итоге Джордж урегулировал ситуацию с издателями, но обстановка на HBO явно была очень нервная.
Ждать долго нельзя – зрительский интерес может угаснуть, да и актёры-подростки быстро растут.
Но как работать без автора, который сорвал все сроки!?
Множество критиков обвиняют сценаристов в том, что они не умеют разрабатывать сюжет, вспоминая об их предыдущих самостоятельных работах, показавших не очень хороший результат.
Но тут следует учитывать, что по изначальному плану, этого от них и не требовалось. Они должны были аккуратно следовать за сюжетом Мартина.
И, вроде как, Мартин набросал основные вехи сюжета для сценаристов ещё в 2013 году.
Но либо эти сюжеты были очень условными, либо их не было вовсе.
История создания «Игры престолов» мне очень напоминает разработку мира «Звёздных войн», которые лишь задним числом обрели свою вселенную, тогда как основной сюжет создавался на ходу.
Скажем, если взять «спойлерные главы» не готовой до сих пор книги «Ветра зимы», то легко заметить, что никаких спойлеров там, на самом деле, нет. Они не содержат как сюжетных поворотов, так и важной информации, появления которой все так ждали в финальном сезоне. Так была ли она вообще?
Теперь представьте, в каком производственном аду оказались сценаристы - им надо самим сочинять большую часть сюжета, работая за главного автора, при том, что он категорически не желает выпускать всё из-под своего контроля.
Конфликт тут был неизбежен и он, судя по всему, случился.
Стоит заметить, что и у продюсеров HBO поля для манёвров в такой ситуации уже не было.
На главного автора они повлиять не могли, заменить его нельзя, нового нанять тоже. Остаётся использовать лишь Бениоффа с Уайссом, которые, что необходимо отметить, к тому времени уже получили массу профессиональных наград на волне успеха предыдущих серий.
Как это часто бывает, детали того, что произошло на самом деле, узнать довольно трудно. Обычно в таких случаях, студии и сами участники не хотят выносить сор из избы, но факт остаётся фактом – после четвёртого сезона Джордж Мартин вовсе отстраняется от работы над сценариями.
И вот мы подошли к самому важному моменту, который приводит в ярость большинство фанатов – сценаристы стали работать полностью независимо от Мартина.
Многие справедливо ставят им в вину целый ряд неудачных и спорных решений, но забывают о том, что в книге таких моментов тоже полно.
Причём курс и стиль всему сюжету задаёт именно Мартин, а не сценаристы, связанные по рукам и ногам литературной основой.
Я думаю, именно поэтому Джордж не открещивается от ключевых сюжетных ходов в финале, ведь это именно ЕГО ходы. Он настаивает, что в его будущих книгах всё будет точно также, несмотря на неудовольствие зрителей.
Он вообще довольно резко реагировал на зрительскую критику, обвиняя СМИ в необоснованном раздувании негатива.
И всё это, на мой взгляд, ещё одно свидетельство того, что сам-то автор прекрасно знал, чьи именно решения так злят зрителей.
И, кстати, многие ошибки Мартина с точки зрения драмы и логики сценаристы, на мой взгляд, исправили.
Например, критикуя сериал за линию Сансы с Рамси, фанаты забывают, что альтернативой ей будет совершенно лишний персонаж Джейни Пуль, который не входит даже в список второстепенных. Они никак не проработана и мы о ней ничего не знаем.
Зачем она нужна?
Обвиняя сценаристов в мелодраматичной истории любви Роба, фанаты не хотят видеть, что в самой книге он выглядит полным идиотом. Лучше уж быть влюблённым дураком, чем просто дураком.
Другие ошибки книги исправить просто физически невозможно.
Например, две основные загадки – убийство Джоан Аррена и покушение на Брендона Старка разрешаются в книге так нелепо, что их проще переписать заново. Но этого делать никак нельзя, ведь они составляют фундамент сюжета.
Также, например, возмущает всех фанатов исчезнувшая в сериале книжная подробность, что первая жена Тириона вовсе не была шлюхой.
Спору нет, на первый взгляд – сильный ход, что вся жизнь несчастного карлика строилась на лжи отца и брата.
Однако, с точки зрения драмы, эта деталь не работает, так как дальше эта сюжетная линия эмоционально обрывается. Тирион не ищет жену, не меняется, а только пьёт и мучает себя риторическим вопросом о том, куда отправляются все шлюхи.
Как я писал выше, фактически этот персонаж перестаёт работать на сюжет и лишь тянет время.
Я уверен, что в этом месте на меня набросятся фанаты, уверяя, что всё логично и таинственно.
Я могу им посоветовать почитать Мориса Дрюона, с которого Мартин брал пример. Дрюон не конструирует громоздких неправдоподобных конструкций и не пытается играть в плохой детектив, хотя у него там тоже есть убийства, секс и интриги. Дрюон работает другими методами.
Скажем, у него важно не узнать, кто убийца (об этом и так все догадываются), а доказать, что это сделал именно он. Кроме этого, само убийство не решает разом всех проблем персонажа.
Ну, и наконец, появился третий пласт проблем – фактически, сценаристам надо было самим писать книгу.
С этим они не справились, ведь им, по сути, нужен был второй Мартин.
Но справедливости ради, стоит сказать, что они на это и не подписывались. Когда изначально всё шло по плану, то они свою работу делали прекрасно.
Если разобрать структуру финального сезона, то хорошо видна основная проблема. Она не в том, что случилось, а в том, почему и как это произошло.
Как знает любой сценарист, искать ответы на эти вопросы – суть работы драматурга. Лишь сильная логическая и эмоциональная связь в цепочке событий ведёт к хорошему сценарию, а это даже у самого Мартина получалось не всегда. Как я уже писал, множество таких цепочек и сюжетных арок повисло в воздухе.
Это видел и сам автор, когда признавался в интервью Vanity Fair, что дал сценаристам лишь основные детали сюжета «широкими штрихами» и «не все элементы головоломки на месте».
Для аккуратного приведения всех линий к финалу требовалось время, а его, судя по всему, не было.
Самые спорные сюжетные повороты финала - сожжение столицы, убийство Дейнерис, победа над Королём ночи и выборы Брана королём, вполне могли бы органично существовать в мире сериала.
Однако для их драматургического обоснования требовалось множество других сюжетных событий, которых Мартин не придумал, а сценаристы не смогли или не захотели.
Тут мы подошли к последней загадке финала «Игры престолов» - почему было решено сократить количество сезонов? Изначально их должно было быть больше.
Как по мне, учитывая всё вышеописанное, никакой загадки тут нет. Думаю, что вся команда к тому времени уже понимала, что в данных условиях хорошо закончить не получается.
Бениофф с Уайссом перед выходом последнего сезона не раз намекали, что их терзают нехорошие предчувствия и многим зрителям финал может не понравиться.
Очевидно, поэтому было решено покончить с этим как можно раньше - лучше уж сделать один плохой сезон, чем два.
Возвращаясь к тому, с чего начал, я хотел бы отметить такой интересный факт, что профессиональная оценка ситуации резко отличается от той, что сделали зрители.
Во-первых, Бениофф с Уайссом перешли на Нетфликс, получив весьма хороший контракт на 250 миллионов долларов. Причём, они выбирали из множества предложений. То есть, бездарностями, загубившими свою работу, их никто в отрасли не считает. Другое дело, что не стоит поручать им работу, для которой нужен Мартин, Толкиен или Дрюон.
Во-вторых, HBO, выкупив права, собирается снимать ещё несколько сериалов в мире «Игры престолов», но только ни сам Мартин, ни Бениофф с Уайссом теперь писать сценарии для них не будут.
В-третьих, финальный сезон «Игры престолов» получил рекордное количество профессиональных наград, чем сильно удивил даже своих создателей.
Эти факты, на мой взгляд, свидетельствует в пользу моей версии – профессионалы смогли «отделить мух от котлет» и точно выявить причины проблем с финалом «Игры престолов».
Итог:
Как я уже упоминал, вообще вся эта история служит хорошей иллюстрацией для описания сложностей любой экранизации.
С одной стороны, экранизация – работа крайне деликатная и с текстом нужно обращаться очень бережно.
Тут требуется учитывать как позицию автора, так и читателей.
Всё это становится особенно сложным, если книга является хитом, когда многие фанаты знают сюжет наизусть и влюбляются в персонажей.
С другой стороны, оставить в сценарии всё «как в книге» тоже нельзя чисто физически. Чем сложнее и шире мир книги, чем больше в ней новых экспериментальных ходов, тем больше сценаристам придётся вносить изменений.
Идеи сценаристов могут быть хуже или лучше, чем идеи автора, но даже сам факт их наличия – это уже почва для конфликта, так как в любом случае, это уже иная точка зрения на сюжет книги.
В общем, берясь за экранизацию любого произведения, стоит учитывать все эти сложности и надо быть готовым решать довольно неприятные проблемы.
Очень надеюсь, что HBO подготовилось к такому развитию событий, реализуя новые проекты из вселенной Джорджа Мартина.
Поживём – увидим.
- Страница для печати
- Войдите на сайт для отправки комментариев