Мастер-класс-2.1: когда сценарист главнее режиссера

В прошлом выпуске мастер-класса я рассказал вам, почему современные сериалы становятся все более серьезными и качественными, а «большое» кино – все более простым и развлекательным. Сегодня я расскажу вам, почему в сериалах сценарист главнее режиссера.

То есть, конечно, главнее всех – продюсер. Он и в кино и на телевидении – царь и бог. Но вот первый после бога на телевидении – сценарист. Режиссеры «Новой волны» в 50-е годы совершили революцию, заявив, что автор фильма – режиссер. И так же сценаристы лучших современных сериалов доказывают, что автор телесериала – сценарист. Во всяком случае, на Западе это так. Хотя в России тоже ситуация потихоньку меняется.

Кто знает режиссеров, снимавших «Секретные материалы»? А Криса Картера знают все. Кто снимал «Героев»? Тим Кринг? Нет, он был сценаристом и продюсером. «Западное крыло» и «Студия 60»? Аарон Соркин! «Соединенные штаты Тары»? Дьябла Коди. «Сплетница»? Джош Шварц. «Lost»? Дж.Дж.Абрамс сотоварищи.

Может быть, сценаристы наконец объединились и сообща решили отомстить режиссерам за десятилетия унижений? Не совсем так. Дело в том, что кино – искусство визуальное. В кино первична «картинка», слово – вторично. Недаром кино называли «великий немой». Поэтому и командует здесь тот, кто придумывает «картинку», а не тот, кто пишет слова. Некоторые режиссеры снимают кино вообще без литературного сценария, рисуя сразу раскадровки с репликами на полях. Так снимал, например, Сатьяджит Рей.

На телевидении слово так же важно, как и «картинка». Создать 22 часа увлекательного зрелища за сезон невероятно трудно. И дорого. Бюджет полнометражного фильма в США – от 20 до 100 миллионов долларов (в России – 1-5 миллионов). Бюджет эпизода телесериала – 2-3 миллиона долларов (в России – от 100 до 500 тысяч). Производство телесериалов в разы дешевле, иначе они просто не окупаются.

Поэтому создатели сериалов идут на различные хитрости, чтобы сэкономить. Прежде всего, за счет сокращения натурных сцен. Во многих сериалах большая часть действия происходит в помещении, с короткими заявочными натурными планами, которые снимаются один раз на весь сезон сразу. Есть сериалы, в которых все действие происходит в павильоне (например, почти все ситкомы). Обычно же соотношение натуры и павильона составляет 20% и 80%.

А что герои делают в павильоне? Влюбляются, ссорятся, интригуют, убивают друг друга, шутят и говорят, говорят, говорят, говорят…

Это и есть главная забота сценариста в сериале – придумать, что именно говорят герои так, чтобы зрителям было все время интересно, что будет дальше. Чтобы зрители возвращались к телевизорам снова и снова.

Телевизионный зритель – более капризный, чем зритель в кино. В кино человек приходит, настроившись наслаждаться зрелищем, покупает поп-корн, отключает мобильник, а если ему не нравится кино, он все равно досмотрит его до конца, хотя бы для того, чтобы высмеять создателей в своем блоге. Уйти из кино в середине сеанса, бросив недоеденный поп-корн – на такое способны немногие. Телезрителю проще – у него пульт под рукой. Не понравился сериал – щелк. И нет сериала.

А еще многие телезрители сериалы не смотрят, а слушают, занимаясь при этом какими-нибудь домашними делами.

Несколько героев, чьи судьбы рушатся в небольшом пространстве, отгороженном от зрителей невидимой стеной. Что это? Правильно, театр. Телесериал гораздо ближе к театру, чем кино. Поэтому многие современные театральные драматурги востребованы в качестве телесериальных сценаристов.

Что же касается режиссера телесериала, его задача – снять так, чтобы ничто не отвлекало зрителя от главного – от того, что говорят герои. Режиссерские изыски на телевидении не приветствуются. Неожиданные ракурсы, сбивающие ритм склейки, хитроумные мизансцены – все это безжалостно изгоняется (ох, ну, конечно, не без исключений – чего стоит, например, снятый одним кадром поход двух героев из убежища в магазин и обратно в одной из лучших серий Hustle).

Это красиво, но это дорого и это мешает зрителям слушать диалоги. Средняя норма выработки за смену в российском телепроизводстве – от 13 до 26 минут. Не до изысков, согласитесь.

В кино очень часто сценарий переписывается во время съемки. В сериалах, как правило, на площадке сценарий уже не меняется. За этим строго следят специально обученные, очень злые, коротко остриженные и непрерывно курящие девушки в очках.

В общем, роль сериального режиссера незавидна. Так что сериальный сценарист уже на стадии написания сценария должен больше ставить себя на место продюсера, чем на место режиссера. Во-первых, чтобы не вырабатывать у себя дополнительные комплексы, а во-вторых, потому что от этого больше пользы для дела.

Приведу примеры двух технических заданий, которые получал ваш покорный слуга на различных проектах.

ТЗ-1: два главных героя-детектива, два помощника. Кроме них – 5-6 персонажей второго плана и 6-8 эпизодических персонажей. Максимум три новых объекта, не считая офиса детективов.

ТЗ-2: два главных героя должны появляться в кадре в таких пропорциях – 12,5 минут оба вместе, 12,5 минут в кадре только один, 12,5 минут в кадре только второй, 12,5 минут в кадре ни одного.

И при этом нужно выстроить увлекательный и достоверный сюжет!

Все эти на первый взгляд нелепые ограничения были связаны с производственными возможностями и расписанием артистов. Сериальный сценарист должен постоянно держать их в голове, даже во время самых сокрушительных приступов вдохновения.

Некоторые сериальные сценаристы со временем начинают либо частично выполнять функции продюсеров, либо просто становятся продюсерами, взяв на себя весь контроль за производством, проводят кастинг, нанимают и увольняют режиссеров, работают на монтаже и так далее. На Западе это весьма распространенная практика, в России такие случаи тоже известны, хотя пока немногочисленны.

На самом деле мнимая власть сериальных сценаристов над сериальными режиссерами – это реальная ответственность перед ними. Тяжело сценаристу за письменным столом – легко режиссеру на площадке. И легко зрителю перед телевизором.

А теперь давайте попробуем поставить себя на место сериального сценариста/продюсера. Нам нужно придумать классный сериал, который будут взахлеб смотреть все телезрители.

С чего начать? Во всех сериалах мы видим либо обычных героев в необычных обстоятельствах («Lost», «Побег из тюрьмы», «Эврика», «Скользящие»), либо необычных героев в обычных обстоятельствах («Доктор Хаус», «Кости», «Числа», «Хроники Сары Коннор», «Теория большого взрыва»).

О героях сериалов и о том, чем они отличаются от киногероев, мы поговорим чуть позже, когда будем говорить о вертикальных сериалах, а сегодня давайте займемся необычными обстоятельствами.

Нам нужно придумать мир, в котором будут жить наши герои, а вместе с ними – и телезрители. Это должен быть таинственный, загадочный, пугающий и одновременно заманчивый мир. Зритель должен с нетерпением ждать заветного часа, когда он скачает с лостфильма очередную серию включит телевизор и усядется перед ним поудобнее.

Конечно, придумать целый мир – это слишком расплывчатое задание. Есть такой термин – сеттинг. По сути это и есть мир героев истории, ограниченный временем, местом и действием. Сеттинг Доктора Хауса – наши дни, клиника, рабочие смены врачей (мы видим происходящее как бы их глазами и не знаем, что происходит, когда они уходят из клиники, а также не видим, чем занимаются врачи, когда уходят из клиники).

Грубо говоря, это место действия и правила этого действия. Нам нужно придумать помещение, в котором встречаются герои и решить, зачем они в это помещение раз за разом приходят.

Те, кто проходил первый мастер-класс, помнят, что я обожаю устанавливать довольно жесткие ограничения. На этот раз ограничение такое: сеттинг должен быть оригинальным, то есть не заимствованным из одного из сериалов, названных вами в комментариях к предыдущему выпуску. Давайте бороться со штампами.

Задание будет считаться не выполненным, если вы напишете один из следующих вариантов:
1) клиника,
2) необитаемый остров,
3) тюрьма,
4) квартира чокнутых физиков,
5) экспертная лаборатория,
6) студия телевизионного шоу,
7) квартира богатого человека,
Cool казарма,
9) космический корабль,
10) офис,
11) школа,
12) спортзал,
13) университет.

Трудновато? Сейчас будет еще труднее. Выше я написал, что это задание для сценариста-продюсера. Теперь ограничение для вас как для продюсера: нужно придумать такое место действия, чтобы можно было построить всю декорацию на одну вашу месячную заплату. Если вы безработный – придумайте место действия, которое можно снимать бесплатно.

А вы думали, продюсеры только доходы считают?

Гм. Кажется, все-таки я придумал слишком сложное задание. Ладно, сделаю два послабления: можете использовать квартиру богатого человека и можете строить декорации не на одну, а на две месячных зарплаты. Гулять, так гулять!

В следующий четверг я расскажу о расписании, по которому работают сценаристы и по какому праву некоторые из них считают себя «белой костью» сериального производства.

Удачи!

Александр Молчанов (kinshik)
http://kinshik.livejournal.com/

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет

Комментарии

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".
XXXL аватар

Re: Мастер-класс-2.1: когда сценарист главнее режиссера

Ну, про"Секретные материалы"-это конечно загнулПодмигиваю,абсолютно не диалоговый сериал,интрига там, скорее,строится на авантюрных действиях, а это режиссерский хлеб, ври, конечно, но не заверайсяУлыбаюсь, а отсутствие режиссуры в сериалах чувствуется сразу- это правда,некоторые сериалы вызывают чувство стыда и недоумения

Вверх
Никто ещё не голосовал
Mak_Sim аватар

Re: Мастер-класс-2.1: когда сценарист главнее режиссера

Молчанов - сценарист. Он учебники для них пишет. Wink

Хотя, если серьёзно, то дело не в том, кто главнее, а в том, что каждый должен быть на СВОЁМ месте и ХОРОШО делать СВОЮ работу, чётко понимая, что он не один и работает в команде.

К сожалению, у нас кино- и теле- отрасль пока в подростковом состоянии, поэтому возможна и такая постановка вопроса. 

Вверх
Никто ещё не голосовал