Классический набор источников света

В студиях количество осветительных приборов может достигать десятка, на съемочной площадке ситуация с освещением намного сложнее поэтому однозначно потребуются светотехники.

В любительской практике не все из нижеперечисленного легко использовать в одиночку, поэтому в случаях, когда одним источником света обойтись невозможно, желательно взять себе помощника по свету. Наиболее сложным делом является подсветка движущихся объектов.

Главные источники света обеспечивают минимально необходимые условия съемки. К ним относится основной (рисующий) свет и дополнительное освещение.

Основной (ключевой, рисующий) свет предназначен для прорисовки общей формы объекта. При съемке на природе его источником может быть солнце. Свет прямой, наиболее интенсивный. Для обычной и самой продолжительной съемки ключевой свет надо направлять на переднюю часть объекта (лицо героя) сверху и сбоку (лучше слева) под углами азимута и высоты равными 45±15°. При другом положении солнца снимать людей с масштабом крупнее общего плана не желательно.

Дополнительные источники света используют для освещения теневых участков сцены, то есть для уменьшения контрастности изображения. При имитации природного освещения их спектральный состав может быть слегка смещен в холодные тона — в сторону цвета голубого неба. К дополнительным источникам света относится заполняющий, выравнивающий, фоновый и отраженный свет.

Заполняющий свет, равномерный и рассеянный, приходит со стороны камеры параллельно оптической оси, служит для подсветки теней, отбрасываемых деталями предмета на его поверхность. Это может быть свет, отраженный от больших светлых экранов, например от стены. На малых расстояниях источником заполняющего света станет встроенная в камеру осветительная лампа с подходящей спектральной характеристикой. Интенсивность света выбирается такой, чтобы контраст изображения получился в пределах 2-4 ступеней экспозиции.

Выравнивающий свет, рассеянный или направленно-рассеянный, направляется на переднюю поверхность объекта сверху под углом 30-60° и сбоку с теневой (противоположной основному освещению) стороны под углом 0-60°, применяется как дополнение для заполняющего света. Источником выравнивающего света могут служить облака или потолок и часть стены.

Фоновый свет подсвечивает задний план, придавая сцене глубину. В больших помещениях во избежание обратной тональной перспективы применение дополнительной подсветки фона обязательно. Источником фонового света на природе может являться небо. При съемке людей яркость фона надо делать выше яркости теней на лице, но ниже яркости его освещенной части.

Рефлексный (отраженный от снега, песка, потолка, стен и т. д.) свет приобретает окраску. Он смягчает тени на выпуклых или плоских частях предмета, позволяет дополнительно подчеркнуть объем объекта и передать особенности окружения. Имитируя с помощью компьютера соответствующие цветные рефлексы, можно подогнать архивные кадры к колориту текущей обстановки.

Вспомогательные источники света придают кадру особую выразительность и настроение. Применение специфической подсветки вызывает определенные затруднения, поэтому вместо моделирующего света и световых эффектов легче использовать подходящий видеофильтр уже на этапе компьютерного монтажа.

Моделирующий свет, создавая «рефлексы» и блики на неярких участках объекта («зайчики» на темных волосах, черных деталях одежды), подчеркивает форму объекта. Моделирующий свет узким пучком направляют на затененную переднюю сторону объекта снизу и сбоку. Вместо активных источников можно использовать зеркальные поверхности.

Световые эффекты в виде ярких бликов или движущихся теней различной окраски и яркости позволяют имитировать свет от свечи или горящей спички, солнечные зайчики от колышущейся воды и т. п. Такая имитация дает результат лучше, чем съемка при недостаточном натуральном освещении, когда неизбежно появляются шумы в виде «снега». Эффекты создаются с помощью прожекторов, подвижных зеркал и цветных масок.

Встречный свет (контражур) предназначен для создания яркой контурной линии или нимба вокруг объекта путем подсветки его сзади и снизу. Толщина ореола зависит от выбора экспозиции и положения источника света. Чем меньше выдержка и диафрагма, тем тоньше получится светлая кайма. Сам источник надо располагать под таким углом, чтобы его свет не попадал в объектив прямо. Контражур по интенсивности должен превосходить основной свет, его избыточность компенсируется увеличением бокового света. Встречное освещение вполне возможно осуществить при съемке ограниченно подвижных объектов.

Для съемки при встречном свете хорошо использовать бленду для объектива (насадку-козырек). Она уберет неинформативную засветку кадра — вуаль и светлые вертикальные полосы, увеличит цветовую насыщенность. Бленда особенно необходима при использовании широкоугольной насадки на объектив.

http://video-lighting-notes.blogspot.com/2008/06/blog-post_4985.html

Вверх
Отметок "нравится": 3163
Голосов пока нет