Тайм-менеджмент сценариста

(с) Александр Молчанов

Есть два популярных мифа. Первый: сценаристы работают круглые сутки. Второй: сценаристы ничего не делают. И то и другое - правда.
Когда сценарист говорит о том, что он целый день писал сценарий, обычно это означает, что он целый день торчал в фейсбуке, время от времени открывая файл со сценарием и тут же с отвращением закрывая его обратно. Конечно, речь идет не о таких славных парнях, как вы, а о тех, других сценаристах, которые не такие славные парни, как вы.
Так что да, эти сценаристы, о которых идет речь, действительно заняты круглые сутки. И да, при этом они ничего не делают.
Однако, тайм-менеджмент для сценаристов. Есть ли здесь какая-то особенная, сценарная специфика? Скажем, есть ли отличия от тайм-менеджмента для сантехников? Есть и существенные. Но сначала давайте начнем с общего и затем перейдем к частностям.
Казалось бы, что проще – составить распорядок дня и начать ему следовать. Но тут есть свои хитрости. Правильный распорядок должен соответствовать а)вашим целям, б)вашим возможностям.
Начнем с целей. Если цель поставлена неправильно – значит, добиться успеха вы сможете разве что случайно.
Чего же вы хотите? Например, цель – написать большой проект в течение ограниченного времени. Скажем, 16-серийный сериал за полгода. Большая работа. Сроки жесткие.
Сформулируйте свою цель для себя и зафиксируйте. Лучше всего – на бумаге. Это еще не договор с самим собой, это протокол о намерениях: «написать 16-серийный сериал за полгода». Теперь давайте подумаем, что нам нужно для того, чтобы достичь этой цели.

1) Желание

Это самое важное. Нужно захотеть. Зачем я это делаю? Что эта работа изменит в моей жизни? Лично в моей. Чему я научусь, выполняя ее? В чем я стану лучше? Для того, чтобы понимать роль каждой конкретной работы в вашей жизни, нужно иметь собственную программу саморазвития и каждую работу вписывать в эту программу. Например, вы сценарист-детективщик и получаете заказ на 16-серийную мелодраму. Писать только ради денег то, что не хочется – заведомый путь к провалу. Себя нужно заинтересовать – например, я хочу написать мелодраму потому, что хочу научиться писать мелодраму. «Хочу научиться писать мелодраму» - это гораздо интереснее чем «писать в нелюбимом жанре ради денег». Любая работа, которая не дает вам ничего, кроме денег, убивает вас. Итак, вы должны научиться управлять своими желаниями и соотносить их со своими целями. На самом деле это и называется саморазвитием.

2) Здоровье


Больной человек никогда не напишет ничего путного (только не нужно рассказывать о чахоточных гениях Монмартра – все они могли творить лишь тогда, когда их болячки оставляли их в покое). Чтобы поддерживать себя в работоспособном состоянии, сценарист должен отдыхать, заниматься спортом, правильно питаться и периодически проходить диспансеризацию.

3) Настроение


Хорошо писать, когда у тебя хорошее настроение. И плохо писать, когда настроение плохое. Что сделать, чтобы настроение было всегда хорошее? Иметь семью и вовремя выполнять все связанные с семьей обязательства. Обеспечивать всех финансово, дарить жене подарки, водить ребенка на прогулку, выносить мусор, чинить сантехнику (ну хорошо, не самому чинить, но хотя бы знать телефон настоящего сантехника). И так далее – делать все, что семья от вас ждет. И тогда семья станет источником не головной боли, а постоянной эмоциональной подпитки. Проще говоря, хорошего настроения. Что делать, если семьи нет и не предвидится? Завести хобби и стать чудаком.

4) Способность


Вы должны быть способны хорошо сделать свою работу. Для этого нужно быть талантливым, трудолюбивым и любопытным. Если нет таланта – говорить вообще не о чем. Важно понимать, что трудолюбие – это не способность просидеть за ноутбуком сутки, а систематическая работа над собой. Все читать, все смотреть, быть в курсе новейших методик работы и тенденций рынка. И конечно, ежедневно практиковаться.
Вы скажете: Саша, не морочь нам голову, при чем тут семья и спорт? Ты обещал объяснить нам, как все успевать, а вместо этого ставишь нам еще больше задач! Спокойно, друзья, в вашей жизни все взаимосвязано. Все перечисленное нужно вам для того, чтобы достичь цели.

Начнем с саморазвития. Обычно считается, что для саморазвития достаточно читать нон-фикшн и смотреть сериалы на языке оригинала. Ничего подобного, если, конечно, вы не планируете стать лучшим в мире читателем нон-фикшна и зрителем сериалов на языке оригиналов. Любое самообразование, которое не приближает нас к цели – не более чем прокрастинация. Нам нужны только те навыки, которые приближают вас к цели. Английский язык, деловой этикет, экономика, медицина, квантовая физика, история древнего мира, криминалистика – изучение чего угодно имеет смысл только тогда, когда приближает вас к цели (напомню, сейчас цель у нас – научиться писать мелодраму, а для этого написать 16-серийный сериал). А если вы твердо уверены в том, что тот или иной навык вам необходим – уж будьте добры, найдите время, чтобы его освоить. Все для фронта, все для победы.

Семья. Желательно также найти для нее фиксированное время в своем расписании. Иначе она сама ворвется в вашу жизнь и возьмет свое. Например, если есть ребенок, можно относиться к нему, как к помехе. А можно выделить время на то, чтобы каждый день гулять с ребенком или читать ему книжку перед сном. Это будет счастливое время, которое зарядит вас положительными эмоциями.

Здоровье. Изнурительные тренировки необязательны. Полчаса на велотренажере или с гантелями – самое то между двумя сценами сценария. Да вы на гребаный фейсбук тратите в пять раз больше времени! О том, что нужно спать восемь часов в день я уж и не говорю. Не выспавшийся человек – не работник.
И наконец, только теперь, в четвертую очередь - собственно работа. 16 серий за 6 месяцев.

Распределим нагрузку:
Первые 30 дней мы пишем синопсисы. Этот месяц мы планируем так: первую неделю обдумываем сюжеты и пишем наброски. Вторую и третью неделю пишем по одному синопсису в день. Потом пару дней отдыхаем и неделю редактируем.

Второй месяц – поэпизодники. Два дня на каждый. Получается как раз 32 дня. Ровно месяц.
С 3-го по 6-й месяцы – диалоги. График в это время такой: с понедельника по пятницу пишем по десять страниц в день, в субботу читаем и правим написанное за неделю, воскресенье – выходной.

Сценарист должен писать каждый день, кроме воскресенья (или субботы, тут уж кому как удобнее). Двух-трех часов в день достаточно, если вы действительно будете эти два часа писать. За это время можно написать синопсис, поэпизодник или десять страниц диалога. Утром вы пишете или ночью – неважно. Важно делать это каждый день.
Утро удобно тем, что вы четко понимаете, что эта работа – это самое главное за день и, пока вы ее не сделаете, вы не будете делать ничего другого. Тут самое главное – не отвлечься. Я пишу на кухне, на ноутбуке, который не подключен к интернету, рано утром, пока вся семья спит. Не включаю мобильный телефон и не проверяю почту до тех пор, пока не поработаю. Дневная сценарная работа – это самое главное дело за день. Только тогда, когда она закончена – начинается все остальное. Если у сценариста есть четкий план работы на каждый день, и этот план всегда выполняется, у него никогда не останется 60 ненаписанных страниц на последнюю ночь перед дедлайном.
Вообще, соблюдать дедлайны очень просто: нужно вовремя написать синопсис, потом вовремя написать поэпизодник и потом вовремя написать диалоги.

А уж когда ежедневная работа закончена – здравствуйте, фейсбук, гантели, катание на санках с ребенком, сериальчики, книжечки, неправильные глаголы и прочие радости жизни.

Через шесть месяцев такой жизни хотите вы этого или нет, но у вас будет первый драфт 16-серийного сериала.
Как видите, деваться вам некуда, нужно ухитриться выделить время на саморазвитие, здоровье, семью и работу. Давайте искать это время.

Что у вас с расписанием? Есть половина воскресенья и вечер вторника? Не годится. Вы ищете не то, что нужно. Я сказал, ищем время. Но нам нужен не час или два. И не день. И не неделя. Нам нужны таймслоты. Временные отрезки, которые вы будете посвящать тому или иному занятию ежедневно.
Как же составить расписание? Да как хотите! Главное, чтобы в нем были все перечисленные мною пункты: саморазвитие, здоровье, семья, работа.

Теперь поговорим о ваших возможностях.

Что делать, если сценарный труд вас не кормит? Скажем, если у вас пока нет заказа на 16-серийный сериал. И приходится вламывать целый день в нелюбимом офисе? И это такой офис, что требует все ваше внимание весь день, а после рабочего дня уже ни на что не остается сил. Что делать?
Найдите другую работу!

Такую, которая позволит вам заниматься тем, что вы считаете настоящим делом. Или пишите до работы.
Когда я начинал писать, трудился криминальным репортером в газете. Все сотрудники приходили в редакцию к десяти, а я приходил к восьми, чтобы успеть до начала работы написать пять страниц романа. Роман этот был издан, хотя и не стал бестселлером. А привычка писать каждое утро осталась.
Давайте проверим, как у вас получается. Попробуйте в течение одного обычного вашего дня фиксировать все, что вы делаете. Каждый час останавливайтесь и записывайте, что вы делали в этот час. Но будьте честными. Фиксируйте все, включая те моменты, когда вы отвлекались. В конце дня посмотрите, на что вы потратили ваше время.
Сколько вы отдали сценарной работе? Нисколько? Вы никогда не напишете сценарий.
Сколько потратили на спорт? Нисколько? Очень скоро у вас начнутся проблемы со здоровьем. Или уже начались.
Сколько провели с семьей? Нисколько? Рано или поздно у вас начнутся серьезные семейные проблемы.
Про саморазвитие и вовсе забыли? Ну…
Так вы цели не достигнете.

То есть, конечно, бывали случаи, когда человек вдруг бросал все, садился и за один уик-энд писал гениальный пилот или полный метр, который в итоге становился успешным фильмом. Но такой фокус можно провернуть только один раз. Второй сценарий так уже не напишешь. И 16 серий тоже.

Итак, главный секрет сценарного, да и любого другого, тайм-менеджмента прост: нужно поставить цель, определить, что вам нужно для ее достижения и выделить время для того, чтобы ее достичь. Если цель большая, нужно искать постоянные таймслоты в течения дня, которые будут заполнены ежедневной работой, приближающей вас к цели.
А теперь несколько правил, соблюдение которых поможет вам находить резервы времени в самых неожиданных местах:


ОЦЕНИВАЙТЕ ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ НА РАЗЛИЧНЫЕ ДЕЛА


Оценивайте задачи адекватно и планируйте на их выполнение столько времени, сколько нужно – не больше и не меньше. Это касается не только глобальных проектов, но и повседневных мелочей. Определите, сколько времени занимают ваши обычные занятия – сходить в магазин, сделать уборку, доехать до центра и т.д. Если вы можете оценить затраты времени на то или иное дело, вы можете выделить в своем расписании на него именно столько, сколько нужно. И в итоге – сэкономите время. Вам не придется ждать где-то или опаздывать.


ДЕЛАЙТЕ ВСЕ ВОВРЕМЯ

Вовремя снимайте показания счетчиков, вовремя оплачивайте штрафы за неправильную парковку, вовремя платите налоги и кредиты. Если не делать это вовремя – возникнут проблемы, на решение которых придется потратить гораздо больше времени.

КОНТРОЛИРУЙТЕ ПЕРЕМЕНУ ЗАНЯТИЙ

Когда вы больше двух часов занимаетесь чем-то, концентрация снижается. Меняйте занятия. Поработали над сценарием – пробежались в парке – сходили с женой в кино. В итоге всё успели, хорошо себя чувствуете и все вами довольны. За два часа в день в течение пяти дней вы напишете больше, чем если будете четыре дня раскачиваться, а на пятый просидите за работой десять часов. Первые два часа – самые эффективные.

ИЗБЕГАЙТЕ ТЕХ, КТО ВОРУЕТ ВАШЕ ВРЕМЯ

Есть коллеги и заказчики, которые отнимают ваше время, ничего не давая взамен. Например, заказчики из разряда «кофе-сигареты», которые любят встречаться с авторами, делиться с ними идеями (каждый раз новыми) и предлагать «подумать над сюжетом». Если вы видите, что эти встречи ни к чему не приводят – прекращайте общение. Скажите, что вы заняты. Даже если это не так. В данной ситуации лежать на диване и смотреть в потолок – более осмысленное и полезное занятие. Вдруг вы придумаете гениальный сюжет? Болтая с дураками вы уж точно ничего не придумаете.

ДЕЛЕГИРУЙТЕ

Кажется, что сценарист – не такая уж важная персона. Что ему делегировать? Однако не бывает, что человек одинаково силен во всех областях сразу. Например, вы любите писать сценарии, но не любите общаться с заказчиками. Найдите агента, который будет делать это за вас. Не любите составлять отчеты для налоговой? Найдите бухгалтера, который снимет с вас эту головную боль. Не любите писать диалоги? Найдите диалогиста, который… стоп-стоп, а сами-то вы что собираетесь делать?

БУДЬТЕ ГОТОВЫ ЗАНЯТЬ СЕБЯ

Имейте в запасе занятие, если вдруг появится свободное время. Например, сорвался проект и у вас появились три свободных недели. Можно пересмотреть «Клан Сопрано», а можно написать пьесу. Так пусть же у вас лежит наготове план пьесы и ждет своего часа. Пришли к нотариусу, а там очередь? Это не проблема, если у вас в сумке лежит интересная и полезная книжка.

СОВМЕЩАЙТЕ ЗАНЯТИЯ

Есть занятия, от которых вы не можете отказаться, но которые хорошо совмещаются с другими занятиями. Например, у вас маленький ребенок, который с трудом засыпает и его приходится укачивать в коляске. Можно просто списывать это время в убытки, а можно смотреть в это время кино на планшетнике или слушать лекции. Когда еще вы сможете пересмотреть всего Бергмана и Годара и еще прослушать лекции по курсу MBA?

ДЕЛАЙТЕ ПАУЗЫ

Не нужно стараться забивать каждую минуту своего дня полезной деятельностью. Однажды я заметил, что теряю довольно много времени на поездки в метро – просто стою и слушаю в плеере Death-металл. Я решил ликвидировать это упущение и стал слушать лекции по экономике. И сразу заметил, что стал сильнее уставать. Внимание рассеивалось, настроение портилось. Дело в том, что эти мои двадцать минут Death-металла - это были мои минутки отдыха, очень важные и нужные. А для лекций по экономике можно найти другое время. Например, время укачивания ребенка.

ЕШЬТЕ ЛЯГУШЕК, КОГДА НЕТ АППЕТИТА

В тайм-менеджменте есть такое понятие – «съесть лягушку». Это неприятное дело, которого никак нельзя избежать. Бизес-тренеры советуют съедать лягушку с утра. Я не думаю, что это правильно. Нужно есть их тогда, когда нет аппетита. Когда у вас и так плохое настроение. И ничего не хочется делать. Вот тогда и нужно делать дела, которых вы стараетесь избегать. Скажете, и так плохое настроение, а тут еще вы со своими лягушками? А вы попробуйте! Когда в следующий раз у вас будет плохое настроение, сделайте то, что вы давно откладывали – позвоните в ЖЭК насчет перегоревшей лампочки в коридоре, или что там еще вы не любите. Поверьте, после того, как вы это сделаете, ваше настроение улучшится!
И одним несделанным неприятным делом будет меньше.
Удачи!
PS.Эта статья была написана за 1 час 42 минуты.
Александр Молчанов

И чутка рекламы: стать участником нашей сценарной мастерской:

http://onlinefilmschool.timepad.ru/event/154812/

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет