Учиться, учиться и учиться

Mak_Sim аватар

Я не раз проводил самые разные учебные мероприятия – от истории кино в школе, до мастер-классов для коллег,  но в начале года я завершил  самый серьёзный  курс по монтажу в Московской школе кино. 

Мне подумалось, что это хороший повод как-то суммировать все свои  впечатления от преподавательской деятельности.

Ну, во-первых, всё это очень интересно. При подготовке любого занятия приходится много  трудиться – на всём готовом тут далеко не уедешь. Хороших практических материалов мало – нужно  как-то анализировать свой опыт и  искать по крупицам ценные сведения в чужих источниках.

Например, для МШК мне нужно было придумать целый курс. Это не просто, но оно того стоило.

Я видел много других  учебных программ по монтажу, но для наших целей  они не подходили. Ведь студенты – будущие продюсеры и шоураннеры.

Конечно, я не придумывал какую-то свою уникальную теорию и  опирался на современное представление о монтаже.
Однако мне хотелось сфокусироваться на   нём, как на  процессе рождения самого фильма. А материалов, которые системно рассматривали бы  вопрос с такой точки зрения, не так уж много.
В основном все концентрируются на самом нижнем уровне - склейках  и технических вопросах.  

Для шоураннеров и продюсеров такой подход не имеет смысла. Я поставил себе задачу рассказать о монтаже, как о методе человеческого мышления, ведь его, в свою очередь и копирует монтаж в кино. 

Такой подход объясняет смысл пресловутых и набивших оскомину  «правил монтажа».
Почему и как они работают? Надо ли их соблюдать и вообще изучать? Для новичков ответы на такие вопросы не являются очевидными и без системного подхода  тут не разобраться.
Вот я и попытался использовать такой подход на своём курсе.   

Второе, с чем я постоянно встречаюсь  – широкой публикой  кино воспринимается как нечто несерьёзное. Дескать, это не профессия, а так, что-то вроде хобби. Покривлялся смешно перед камерой, вложил денег в рекламу и пожалуйте в кассу - вот, мол, и вся наука.   Общаясь  в узком  профессиональном кругу, часто забываешь об этом мифе. 
 Но при контакте с иной  аудиторией  я смог подойти ближе к источнику этого заблуждения и точнее представить масштаб катастрофы, которая мешает нашему кино уверенно стать на ноги.  Ведь, к сожалению,  обывательский подход к ремеслу  проникает и в профессиональную среду, отравляя её.

Мировой опыт гласит, что  даже бесспорный  природный  талант вносит в успех лишь малый вклад, а  остальное - результат  учёбы  и упорного труда.  Я понимаю, что звучит это всё чрезвычайно скучно и выглядит далеко не так  весело и волшебно, как любой  финальный продукт шоу-бизнеса.

Например,   мы видим, что танцор пару минут легко   летает  по сцене – это красиво.  Но всем плевать, сколько лет  перед этим он потратил, много раз  повторяя простые упражнения.

Учиться долго и тяжело, а потому и  не всем под силу. 

Судя по некоторым данным, это верно и для всего мира. Я читал в зарубежных источниках, что и в западных киношколах лишь 10% студентов добирается до каких-то  значимых позиций в отрасли.

Например,  мой личный субъективный опыт  показал, что научить человека с нуля монтировать одну конкретную передачу можно и за месяц.
Это, конечно, при условии, что он будет, хоть и под присмотром, но работать при  полной нагрузке и  самостоятельно.
 Надо, однако, понимать, что в итоге  квалификация такого работник всё равно будет   «обезьянья», то есть  на уровне механических  рефлексов.
Должно пройти от трёх  до шести месяцев, чтобы человек начал вдумчиво и  уверенно чувствовать себя даже в рамках одного формата.

Лишь через год интенсивного монтажа разного формата (это принципиально важно!)  человек с соответствующими  способностями будет в состоянии  решать творческие  задачи, выходящие за рамки простых шаблонов.    

В-третьих,  когда рассказываешь о своей профессии другим, видишь, сколько ещё сам не знаешь, несмотря на более чем двадцать лет стажа.  
Например,  монтаж настолько обширен, что по моим ощущениям, я не успел в ходе полного курса в МШК (10 занятий по четыре часа) рассказать и половины той теории, что хотелось бы.   И это даже не включая практических занятий. Там я едва успел дать лишь  примитивные основы.  

Исходя из этого эксперимента, я думаю, что нужно всё это оформить в отдельную книгу о монтаже.  Объём получается достаточно большой, а в виде отдельных разрозненных  статей невозможно подойти к проблеме  системно.

Как и в случае с созданием сайта, я просто хочу записать то, что узнал сам  и провести исследования, чтобы узнать ещё больше. Собирая информацию по крупицам, было бы очень обидно потерять результаты труда. 

Ну, и кроме того, этими материалами могут потом воспользоваться все желающие, а не только я сам.     

 

Вверх
Никто ещё не голосовал
Голосов пока нет