Монтаж промо-роликов: Полезные хитрости

Mak_Sim аватар

(c) Максим Бухтеев

Многих специалистов, недавно перешедших на монтаж промо-роликов, подводит привычка делать  «резиновый хронометраж».

Хронометраж  в сценарии никогда не совпадает с итоговым. Всегда есть «усушка и утруска», а иногда, наоборот, «натягивание».   Однако, если, например, в документальном кино расхождение может быть пять-шесть минут, а в чистовом монтаже допускается люфт в 30 секунд, то в промоушне весь ролик занимает 30 секунд и при этом нельзя оставлять в плюс-минус ни кадра.

Новичков это сильно сбивает, поэтому при монтаже роликов я советовал бы сразу выставлять какую-либо метку  на конец ролика (скажем, это может быть конечная графика – «пэкшот») и вписывать весь монтаж в нужный хронометраж. Это сэкономит много времени.

Обычно при производстве промо-роликов всегда отводится много времени на отбор и анализ материала. Не пренебрегайте этой важной фазой творческо-технологического процесса.
Если созданием сценария занимается не тот кто делает монтаж, то лучше делать отсмотр и отбор материала при уже готовом сценарии.  Это здорово экономит время и силы, так как не нужно угадывать, что именно будет в голове у сценариста.

Но в любом случае, я бы рекомендовал делать отбор как можно более тщательный. Это пригодится, когда надо будет что-то доделывать или переделывать. Часто идея сценариста подвергается самой серьёзной коррекции на этапе приёмки заказчиком. Режиссёру монтажа бывает очень полезно подготовиться заранее к такому повороту событий.

При отборе материала для монтажа, я бы рекомендовал обращать особое внимание на, как я их условно называю, универсальные синхроны. Это какие-то короткие эмоциональные яркие фразы, которые не несут смысловой нагрузки, но хорошо работают с акцентами в монтаже.  Типа, «здорово», «у нас нет выхода», «это прекрасно». Как правило, при написании сценария, на них никто не обращает внимание, не выписывает и не вставляет в текст.

Но эти фразы легко монтируются с остальными фрагментами и здорово  украшают  любой монтаж, позволяя управлять ритмом, динамикой и драматической структурой ролика.   

После отбора материала не стремитесь сразу начать монтаж, составляя планы в нужной вам последовательности. Тщательно подберите планы под вашу идею. Сгруппируйте их на таймлинии, сделав ещё раз работу по отбору. В конечном счёте вы окажетесь в выигрыше по времени и качеству.
Если вы сразу будете ставить планы в монтаж, есть большая вероятность того, что, спустя время, вы обнаружите в отборе кадры, которые гораздо лучше тех, что вы уже смонтировали и вам придётся переделывать вашу работу. Переделывать всегда неприятно, унизительно и долго. Лучше избежать этого и удостовериться, что вы выбрали лучшие планы под вашу идею.

Не пренебрегайте звуком. Лучше потратить время и найти в библиотеке какую-то  яркую музыку и эффектные шумы, чем пытаться спасти плохой материал какими-то монтажными приёмами – заказчик и зрители их всё равно  не увидят. А вот звук вряд ли останется незамеченным. Огромное количество изначально плохих роликов было спасено удачной работой по звуку.
В конечном итоге, поиск  и замена музыки - это быстрее и дешевле, чем делать несколько вариантов монтажа и всё равно оставить заказчика неудовлетворённым.

Если можно что-то отрезать – режьте сразу. Чем короче монтаж – тем лучше.

Как бы это не звучало парадоксально, но хорошо бы  иметь в резерве потенциально сокращаемые планы. Помечайте такие места сразу при монтаже – потом пригодится.

Скажем, вы подрезали всё лишнее, но вы понимаете, что есть другой  вариант монтажного решения, который короче, но, как вам кажется, хуже того, что вы уже сделали.

Оставьте его в монтаже, но запомните до того момента, когда придётся делать правки и делать трудный выбор между «это тоже НАДО вставить» и «мне лично очень нравятся эти склейки». 

Если отрезать нельзя, то лучше выкинуть «провисающий» фрагмент целиком, потому что всегда захочется впихнуть что-то ещё.    

При переделках всегда оставляйте копии того, что вы сделали ранее. Никогда не знаешь, какой именно фрагмент  вдруг получит от начальства статус «раньше  было лучше».

Начинать нужно с интригующих ярких планов, а вот самое смешное, симпатичное или интересное лучше оставить на конец ролика. Сильная монтажная точка в конце ролика не раз спасала даже весьма посредственные ролики. Большинство людей смотрит короткие рекламные ролики невнимательно, записывая их в кратковременную память, поэтому последний кадр легко затирает всё, что было до него.

При работе с черновым дикторским текстом оставляйте под него чуть больше места, чем, как вам кажется, нужно.  Потом, когда диктор запишет свой текст,  паузы в нём легко скроет музыка, а вот раздвинуть монтаж или ускорить диктора значительно сложнее.

Когда вы выбираете варианты съёмочных дублей или дикторского текста, то, как правило, самое нужное и качественно находится в конце. Берите  в работу последний дубль и в большинстве случаев вы не ошибётесь.

Не делайте лишних треков без нужды. Чем больше треков, тем больше вероятность ошибиться. Ошибка может произойти при монтаже, но большинство проблем с треками случается при сгоне или экспорте материала

Когда вам предстоит сделать трудный выбор между эффектным грубым вариантом монтажа и  плавным изящным – выбирайте тот, который более яркий. Скорее всего, тонкую работу мало кто  заметит, а взрыв вертолёта или другой дорогой спецэффект – это всегда хорошо, пусть они будут  и не к месту.

Быстро и эффективно смонтировать промо-ролик получается в случае, когда у вас  до начала монтажа есть сценарий, дикторский текст, «синхроны» и музыка. В таком случае сначала расставьте диктора, потом «синхроны» и музыку.    Начав с создания саундтрека, вы избавите себя от множества ненужных движений в процессе монтажа видеоряда.
Даже если вам потом придётся править звуковую дорожку (меняя, например, «синхроны» на другие) вы всё равно получите большой выигрыш по времени, по сравнению со способом, когда вы сначала выстраиваете склейки по видео, а потом делаете всё остальное.

Если вы хотите сделать хороший ролик и вам очень дорога творческая концепция, то постарайтесь сами сделать или проконтролировать как можно больше технологических операций – звук, графика и т.п. Чем больше людей участвует в процессе, тем больше видоизменяется первоначальная идея. Это будет в любом случае – даже если вы всё чётко опишете и, как говорится, разжуёте, что вы хотите и как.  Поэтому либо вы доверяете людям, с которыми работаете в одной команде, либо делаете всё сами.

При подготовке ролика к приёмке заказчиком лучше сразу подготовить запасной вариант монтажа. Неважно, что он будет отличаться от основного лишь в мелочах. Чем больше выбор, тем больше вероятность что того, что один из вариантов  приблизится к тому образу, который существует в голове у заказчика.

Хороший способ проверить себя – посмотреть  аналогичный ролик продукта, над рекламой которого вы работаете. Это может быть западный кинотрейлер или просто ролик который ранее уже делали коллеги (если фильм или передача уже были где-то в эфире).  

Однако, я бы не рекомендовал смотреть чужой ролик до того, как вы, хотя бы начерно, сделаете свой вариант. Это может исказить ваше  восприятие продукта и помешает вам творчески мыслить.

Спрашивая мнение коллег о вашем ролике, никогда не задавайте вопрос «что мне надо сделать?», а всегда только «что не понравилось?» или «всё ли понятно?». Вопрос «что делать?» слишком сложный, чтобы на него можно было быстро дать хороший ответ – для правильного ответа надо хотя бы хорошо знать материал, и поэтому вы, скорее всего, получите скверный совет.

Коллеги быстро и чётко укажут вам на проблему и  подскажут пути её решения, только если дело в каких-то мелочах.

 

Вверх
Отметок "нравится": 1
Ваша оценка: Нет Рейтинг: 5 (1 голосов)